Пособия и льготы вдовам военнослужащих: порядок оформления положенных компенсаций. Не частный случай Пенсионный фонд российской федерации

Не все знают, какие существуют льготы родителям погибших военнослужащих срочной службы и как правильно ими пользоваться.

Важно изучить детально основные положения закона, который регламентирует виды помощи, предоставляемые родным военного, отдавшего жизнь при прохождении службы.

Льготы для родителей и жен погибшего военнослужащего затрагивают не только медицинскую сферу, но и жилищную .

На какие жилищные льготы можно рассчитывать?

Родители и супруги тех военных, которые погибли вследствие получения ранения или увечья, выполняя свой долг перед Отечеством, могут рассчитывать на следующие жилищные льготы:

  1. Семьи погибших, нуждающиеся в расширении жилплощади, имеют право подать заявку на улучшение жилья в местные органы и рассчитывать на внеочередное приобретение квадратных метров.
  2. Семьи погибшего или пропавшего без вести военного не выселяют из квартир и домов, занимаемых на данный момент ими, без предоставления другого жилья, соответствующего всем нормам проживания.
  3. Дополнительно предоставляется компенсация на оплату услуг ЖКХ или ТСЖ в размере 50%. Данными льготами можно воспользоваться независимо от того, кто именно из членов семейства является основным квартиросъемщиком.
  4. Если семья погибшего военного проживает в доме без центрального отопления, то она имеет право на оформление помощи в размере 50% на покупку твердого топлива. Нормы потребления для каждого региона проживания в этом случае устанавливаются на законодательном уровне.
  5. Родители или вдовы погибших могут рассчитывать на получение кредитного займа на льготных условиях, направленного на строительство частного или кооперативного жилья. Данный заем можно потратить на покупку дачного домика или благоустройство уже имеющихся садовых наделов.
  6. Семьи погибших военных наделены правом на приоритетное вступление в выбранные жилищные кооперативы или на получение необходимых строительных материалов для возведения частного дома.
  7. Если семья погибшего имела долги за ремонт и реконструкцию жилья, то, согласно действующему законодательству, родственники имеют право на компенсацию всех расходов.
  8. Денежное пособие на оплату жилья в размере 50% могут получать родители и вдовы умершего военнослужащего. Выплачивается оно по программе социальной поддержки и не привязывается к домам определенного жилищного фонда.

Вернуться к оглавлению

Медицинские и иные льготы

Льготы семьям погибшего военнослужащего затрагивают не только жилищную сферу, но и налогообложение, медицину:

  1. Бесплатное получение лекарственных средств для семей погибших по рецептам, выписанным специалистом.
  2. Бесплатные консультации и лечение в медицинских учреждениях, к которым они прикреплены по месту работы.
  3. Законное право на пользование отпуском в удобное время года, а также на получение внеочередного отпуска сроком до 14 дней без сохранения оплаты труда.
  4. Приоритеты в обеспечении путевками в санаторий, дома отдыха для работающих или безработных родителей. Для вдов военнослужащих, скончавшихся от полученных ранений и профессиональных заболеваний, а также других членов семьи, которые опекают детей погибшего, существует приоритетное право на получение и оформление путевок в санатории и дома отдыха для совместного оздоровления с детьми.
  5. Получение на льготных условиях путевок для детей погибших военнослужащих в оздоровительные лагеря.
  6. В соответствии с действующими нормами налогообложения семьи умерших военных имеют право на льготное начисление налогов, льготу по уплате пошлины в случае выдачи им права на наследство.
  7. Для родителей и жен, которые не вступили в брак после потери мужа, детей и других иждивенцев, независимо от уже оформленных и получаемых социальных выплат, предусмотрена пенсия по потере кормильца. Супруга, вступившая повторно в брак, такое пособие на детей получать не имеет права.
  8. Если требуется оформление кого-либо из членов семьи погибшего в специализированные медицинские учреждения, то данная процедура проходит на условиях первоочередности.

Вернуться к оглавлению

Льготы для детей и родственников погибшего

Льготы родителям погибшего военнослужащего срочной службы на этом не заканчиваются. Льготы матери погибшего военнослужащего и отцу:

  • ежемесячная помощь в размере 927 рублей;
  • льготное пенсионное обеспечение;
  • преимущества при вступлении в различные некоммерческие объединения;
  • если члены семьи погибшего имеют жилищные проблемы, то они могут рассчитывать на получение жилья согласно нормам и правилам, установленным законодательно.

Важно отметить, что в случае потери близкого человека, отдавшего жизнь ради защиты Отечества, родители, вдовы и дети имеют право на бесплатный проезд к месту захоронения и обратно домой (один раз в год, группой не более 3 человек). Данная льгота не распространяется на проезд в такси. Для урегулирования данного вопроса стоит обращаться в Администрацию города и органы социальной защиты.

Льготы вдове погибшего военнослужащего при исполнении определяются в индивидуальном порядке, учитывая при этом период прохождения службы погибшего, его звание и занимаемую должность.

Все льготы и права для вдов военнослужащих действуют до того момента, пока женщина не вступила в законный брак повторно.

Для детей, братьев, сестер погибшего действует положение о начислении и выплате соответствующей денежной помощи в связи с гибелью кормильца. Данное пособие выплачивается до тех пор, пока лица не достигли 18-летнего возраста или обучаются на дневном отделении учебного заведения. Если дети, внуки, братья и сестры погибшего признаны инвалидами при условии наличия других трудоспособных родителей или опекунов, то они подлежат внеочередному определению в специализированные медицинские учреждения с выплатой пособия, определенного законодательством.

На оформление и выплату второй пенсии могут рассчитывать дедушка и бабушка, достигшие пенсионного возраста, если военнослужащий являлся их кормильцем. Рассматривается ситуация оформления второй пенсии для инвалидов, если они на данный момент не получают своевременную помощь от других родственников.

По законодательству РФ родители, дети и вдовы погибших военнослужащих имеют право не только на денежные пособия, но и на иную помощь. Поэтому важно знать все варианты льгот, чтобы вовремя подать заявку на их получение.

Уже несколько месяцев волгоградские вдовы и родители погибших военнослужащих получают ощутимую денежную прибавку. С мая к их прежней сумме ежемесячной денежной выплаты было добавлено в среднем от 123 до 1207 рублей.

– Раньше данная категория граждан получала ежемесячную денежную выплату как инвалиды или члены семьи погибшего (умершего) военнослужащего, – говорит управляющий Отделением Пенсионного фонда РФ по Волгоградской области Владимир Сальный. – И это положение дел не устраивало как самих жителей, так и органы Пенсионного фонда. Конституционный Суд России ликвидировал правовой пробел и вынес определение, согласно которому вдовы и родители погибших военнослужащих получили право на повышенный размер ЕДВ, установленный для участников Великой Отечественной войны. А это в свою очередь значительные суммы. К сведению, в настоящее время участники ВОВ, отказавшиеся от соцпакета, получают ЕДВ в размере 2012 рублей, сделавшие выбор в пользу набора соцуслуг – 1455 рублей.

Что же касается порядка выплаты нового размера ЕДВ, то для этого необходимо выполнение ряда условий. Во-первых, дата гибели военнослужащего должна быть не позже 16.01.1995 года. Во-вторых, вдовы и родители уже имели право на льготы, предусмотренные для участников Великой Отечественной войны, и реализовывали это право до 01.01.2005 года. В-третьих, наличие удостоверения или справки о праве на льготы установленной формы, справки или извещения о гибели военнослужащего. В отдельных случаях могут потребоваться и другие документы (решения суда, пенсионные удостоверения, справки о реализации прав на льготы до 01.01.2005 года и др.).

Стоит отметить, что органами Пенсионного фонда была проведена кропотливая работа по установлению жителей региона, имеющих право на повышенную выплату. В результате более 1400 волгоградских вдов и родителей погибших военнослужащих стали получать ЕДВ в новом размере.

ПЕНСИОННЫЙ ФОНД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ОТВЕТСТВЕННОСТЬ – ЗАЛОГ СТАБИЛЬНОСТИ!

Женщинам, потерявшим супруга при различных обстоятельствах, нужна дополнительная поддержка от государства. Федеральные и региональные нормативные акты устанавливают льготы для вдов, мужья которых умерли или погибли во время ВОВ, аварии на ЧАЭС, во время несения военной службы. Компенсации вдовам предоставляются в виде льгот в сфере медицины, социальной сфере и в форме скидки на оплату услуг коммунальных служб.

Компенсации вдовам участников ВОВ

Если вдова участника Великой Отечественной Войны повторно выходит замуж, она утрачивает право на получение льгот.

Несмотря на то, что на законодательном уровне для вдов участников и ветеранов ВОВ установлено множество преференций, на практике женщины получают не так уж много поблажек. Закон позволяет данной категории вдов получать следующие льготы:

  1. Оплату проезда в городском и пригородном транспорте. Данная льгота утверждена только в Москве и Санкт-Петербурге.
  2. Единовременное пособие. Средства могут быть перечислены, например, в День Победы, во время иного праздника, в день какого-либо регионального торжества.
  3. Возможность переселения в дом престарелых без ожидания очереди.
  4. Обслуживание без очереди в поликлинике, за которой был закреплен супруг.
  5. Скидку в размере половины стоимости ЖКУ.
  6. Регулярные пособия (обычно 500 рублей в месяц), сумма которых зависит от заслуг мужа и региона его проживания (для вдов, чьи супруги участвовали в боях с Финляндией, в период ВОВ, с Японией).
  7. Право и дальше состоять на учете для получения жилья, если супруги до смерти мужа уже стояли в очереди.
  8. Дополнительные льготы, утвержденные местными властями.

Несмотря на то, что сами участники боев будут погребены за государственный счет, вдовам такой преференции не полагается – после смерти вдову участника боевых действий похоронит семья.

Какая пенсия выплачивается вдовам

Вдовы, потерявшие супругов во время Великой Отечественной Войны, которые не вступили в повторный брак, могут оформить 2 вида пенсионных выплат – страховую по возрасту и по потере кормильца. Помимо пенсии, вдова получает различные виды социальной помощи, ежегодно индексируемые ежемесячные выплаты.

Если военный умер после участия в боях, вдова не может претендовать сразу на 2 вида пенсий – ей полагается только пенсионная выплата по возрасту (трудовая) и ежемесячное пособие.

Куда обращаться вдове участника боевых действий

Чтобы получить право на социальные гарантии, полагающиеся вдове участника боев, женщина сперва должна обратиться в региональное отделение УСЗН для оформления статуса вдовы военного. С собой нужно будет взять:

  • заявление о присвоении статуса;
  • паспорт РФ;
  • свидетельство о смерти супруга (или извещение);
  • свидетельство о заключении брака;
  • фото для удостоверения вдовы;
  • удостоверение участника ВОВ супруга (при отсутствии документа нужно подать запрос в военкомат).

Когда статус вдовы участника боев получен, нужно обратиться за выплатами в местное отделение Пенсионного Фонда. Специалисты ПФР расскажут обо всех положенных льготах. В УСЗН затем нужно оформить сертификат на улучшение жилищных условий, а также скидку на ЖКУ. Из документов в УСЗН понадобятся:

  • удостоверение вдовы участника ВОВ;
  • паспорт РФ;
  • выписка из домовой книги;
  • технический паспорт на квартиру;
  • квитанции об оплате коммунальных услуг.

Компенсации вдовам пострадавших при аварии на ЧАЭС

Все льготы, на которые имели право мужчины, пострадавшие при аварии на Чернобыле или при участии в ликвидации последствий катастрофы, будут после их смерти предоставлены женам.

Вдовы, чьи супруги пострадали от радиации при аварии на ЧАЭС, ежемесячно получают денежную компенсацию на приобретение продуктов питания в сумме 592 рублей 27 копеек. Также они могут претендовать на следующие преференции:

  • предоставление жилья в порядке очереди на улучшение жилищных условий (если постановка на учет состоялась до 2005 года);
  • скидку в размере половины стоимости ЖКУ;
  • компенсацию за погребение мужа.

За получением компенсации и льгот обращаться нужно в УСЗН. При себе необходимо иметь следующие документы:

  • заявление о выплате компенсации;
  • паспорт РФ;
  • свидетельство о смерти супруга;
  • заключение военно-врачебной комиссии или эксперта о связи между кончиной мужа и лучевой болезнью, приобретенной на ЧАЭС.

Пенсионные выплаты вдовам военнослужащих

В настоящий момент размер пенсии вдове военного составляет 7 тысяч рублей. Данная выплата является выплатой по случаю потери кормильца. Данная пенсия выплачивается, если супруг являлся: служащим офицерского состава, прапорщиком, мичманом, военнослужащим по контракту, сотрудником налоговой полиции, таможни, пожарной службы, органов внутренних дел, генеральной прокуратуры. Для получения данного вида пенсии необходимо, чтобы выполнялись следующие условия:

  • супруг погиб при исполнении служебных обязанностей;
  • супруг умер в течение 3 месяцев и более после ухода в запас из-за травмы, которая была получена во время несения службы;
  • супруг умер после того, как начал получать военную пенсионную выплату;
  • вдова не имеет иного источника доходов помимо пенсии умершего мужа;
  • вдова воспитывает несовершеннолетних детей или содержит недееспособных лиц (иждивенцев) после смерти мужа.

Компенсации вдовам военного пенсионера по потере кормильца

Пенсия по потере кормильца для вдов военнослужащих индексируется на 2% каждый год.

Из-за того, что военнослужащие часто меняют место службы, супруги не могут устроиться на работу, а потому по достижении пенсионного возраста у них не имеется трудового стажа, а значит, пенсия будет маленькой. Поэтому вдова имеет право продолжать получать военную пенсию своего умершего супруга в полном объеме. Военная пенсия выплачивается:

  • по инвалидности;
  • за выслугу лет;
  • семьям погибшего военнослужащего (супруге, детям до 18 лет, иждивенцам).

Размеры пенсионных выплат по потере кормильца следующие:

  • 150% пенсии военного, если супруг получил заболевание в ходе несения службы;
  • 200% пенсии, если умерший получал травму в ходе исполнения служебных обязанностей, которая стала причиной его кончины;
  • 3 692 рубля 35 копеек , если речь идет о военнослужащем по контракту;
  • 40% от суммы довольствия, если супруг был офицером и умер из-за травмы, полученной во время службы;
  • 30% от суммы довольствия, если супруг-офицер умер во время службы.

Компенсации вдовам сотрудников МВД

Вдовы сотрудников МВД получают пенсии, надбавки, льготы и социальные выплаты наравне со вдовами военнослужащих. Кроме того, единожды в год они получают компенсацию стоимости проезда в оба конца к могиле мужа или к месту нахождения санаторно-курортного учреждения.

Ежемесячно вдова сотрудника МВД получает детское пособие на каждого несовершеннолетнего ребенка, а также компенсацию оздоровительного отдыха детей. Если семья умершего желает переехать, ей компенсируется провоз 20 тонн багажа и стоимость билетов на поезд (или иной транспорт кроме самолета).

Законодательные акты по теме

Указ Президента от 30.03.2005 РФ № 363 О выплате вдовам участников боевых действий регулярных пособий
Федеральный закон от 12.01.1995 №5-ФЗ О ветеранах
Федеральный закон от 15.05.1991 № 1244-1 О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС

Типичные ошибки

Ошибка: Вдова участника Великой Отечественной Войны претендует на получение льгот и пособий после заключения нового брака.

До 2005 года социальная поддержка родных и семей погибших либо пропавших без вести военнослужащих осуществлялась выделением натуральных льгот, как проезд на общественном транспорте бесплатно, выделение лекарств, освобождение от некоторых налогов. Принятие, так называемого Закона о монетизации льгот, позволило заменить некоторые натуральные льготы ежемесячными денежными выплатами (ЕДВ) или ежемесячными денежными компенсациями при потере кормильца военнослужащего. Например, компенсация расходов на жильё семьям погибших военнослужащих.

Кто имеет право на получение компенсации

Членами семьи погибшего военного, которым полагается выплата, при потере кормильца являются:

  • вдовы либо вдовцы, не зарегистрировавшие повторный брак;
  • дети несовершеннолетнего возраста;
  • совершеннолетние дети, получившие инвалидность до достижения совершеннолетия;
  • дети-студенты, возраст которых менее 23 лет;
  • другие члены семьи, которые находились на иждивении.

Подходы к назначению ежемесячной выплаты

ЕДВ родным погибшего военного назначается на основании следующих признаков:

  1. Имущество, доходы погибшего, умершего военнослужащего были единственным источником существования претендующих на ЕДВ родственников, детей.
  2. Оказание помощи своим родственникам было постоянным действием, и оказывалась постоянно и по доброй воле. То есть выделяемые средства были основным источником существования.

Эти факты требуют особого подтверждения и зачастую вызывают много проблем при назначении ЕДВ родным погибшего военнослужащего.

Матерям, отцам, вдовам приходится доказывать характер, размеры материальной помощи военного, наличие детей, которые оказывали либо могли оказывать помощь.

Для подтверждения следует прикладывать соответствующие документы:

  • талоны почтовых переводов,
  • расчетные листы к денежному аттестату,
  • копии исполнительных листов.

При невозможности установить нахождение на иждивении по причине отсутствия необходимых документов приходится обращаться в судебные органы либо, отправив заявление в прокуратуру, после чего прокурор может возбудить дело.

Документы для подачи заявления на выплату

Для получения ЕДВ при потере кормильца на ребёнка военного, либо на других членов семьи, необходимо в территориальное отделение пенсионного фонда предоставить пакет документов:

  • заявление;
  • паспорт;
  • для ребенка документ о рождении либо об усыновлении, с информацией о гражданстве, установленной инвалидности (при наличии), старше 18 лет – подтверждение о получении образования в очной форме;
  • удостоверение либо справка установленного образца, подтверждающие факт гибели военнослужащего;
  • копия брачного свидетельства;
  • реквизиты счета.

Право на получение ежемесячной денежного пособия на детей погибшего военнослужащего, как и остальных членов семьи, дается при наличии справки, установленной формы, либо удостоверения. Для получения последнего необходимо обратиться в органы пенсионного обеспечения с документами:

  • справка, удостоверяющая военную службу погибшего;
  • свидетельство о смерти погибшего;
  • свидетельства, подтверждающие родство с погибшим;
  • справка, удостоверяющая право на пенсию по причине гибели кормильца.
Ежемесячная денежная компенсация на детей погибшего военного, на вдову (вдовца), других родственников выплачивается в установленном законом порядке территориальным отделением ПФР, размер выплаты индексируется ежегодно.
Сроки для принятия решения по ЕДВ

Ежемесячная денежная выплата на родных погибших военнослужащих, а также на детей назначается с момента подачи заявления.

Решение о назначении, размере ЕДВ должно быть вынесено не позже десяти дней после обращения.

При отказе в удовлетворении просьбы заявителя, сотрудники пенсионного фонда обязаны за пять дней уведомить обратившегося заявителя, указав причины отказа, порядок обжалования и возвратив все документы.
Нюансы социальной поддержки

До сих пор не устранены некоторые противоречия в объеме социальной поддержки для семей военнослужащих, проходивших службу и погибших до 1995 года и после него. В несколько другой ситуации находятся семьи погибших военных, которые ушли из жизни ранее этой даты. На них распространяется ряд льгот, которыми обеспечиваются участники ВОВ, хотя и эти льготы значительно уступают льготам, предназначенным ветеранам.

Определение Пензенского областного суда от 22.04.2008 по делу N 33-746 Исковые требования об обязании ответчика возобновить ежемесячные денежные выплаты как вдове погибшего в ходе боевых действий в Чеченской Республике сотрудника ОВД удовлетворены, поскольку истец приравнен по своему правовому статусу к членам семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников ВОВ и ветеранов боевых действий, которые отнесены к числу получателей ежемесячной денежной выплаты.

ПЕНЗЕНСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судья: Овчаренко А.Н.

22 апреля 2008 года судебная коллегия по гражданским делам Пензенского областного суда в составе:

Председательствующего Мамоновой Т.И.

Судей Моисеевой Л.Т. и Елагиной Т.В.

заслушали в открытом судебном заседании по докладу Моисеевой Л.Т. дело по кассационной жалобе начальника Управления ПФР по Ленинскому району г. Пензы Т.В. Ануфриевой на решение Ленинского районного суда г. Пензы от 18 февраля 2008 года, которым постановлено:

Иск К.Н. удовлетворить.

Признать за К.Н. право на получение мер социальной поддержки, установленных ч. 1 ст. 21 Федерального закона “О ветеранах“.

Обязать ГУ Управление Пенсионного фонда РФ по Ленинскому району г. Пензы возобновить К.Н. ежемесячную денежную выплату, установленную ст. 23.1 Федерального закона “О ветеранах“, с 1 апреля 2005 года с учетом подачи заявления об отказе от набора социальных услуг в натуральном виде.

Заслушав доклад судьи Моисеевой Л.Т., заслушав объяснения представителя К.Н. - Р.С. (по доверенности), просившего решение суда оставить без изменения, судебная коллегия

установила:

К.Н. обратилась в суд с иском к Пенсионному фонду в лице ГУ Управление Пенсионного фонда РФ по Ленинскому району г. Пензы и просила обязать ответчика возобновить ежемесячные денежные выплаты, право на которые она имеет как вдова погибшего в ходе боевых действий в Чеченской Республике сотрудника органов внутренних дел.

В обоснование своих требований истица указала, что ее муж, К.И., находясь в служебной командировке, погиб 12 мая 2002 года при исполнении служебных обязанностей в городе Грозном Чеченской Республики.

Пенсионным отделением ФЭО УВД Пензенской области 31 июля 2002 года ей было выдано удостоверение как вдове погибшего воина, в котором указано, что она в соответствии со ст. 21 ФЗ РФ “О ветеранах“ имеет право на льготы, установленные данной нормой. В соответствии с Приказом Минздравсоцразвития РФ от 30 ноября 2004 года N 294 “Об утверждении Порядка осуществления ежемесячной денежной выплаты отдельным категориям граждан в Российской Федерации“ истица была включена в регистр федеральных льготников и с 1 января 2005 года ей выплачивались ежемесячные денежные выплаты.

Однако в апреле 2005 года ответчик прекратил выплачивать эти средства, что она считает незаконным.

Просила признать за ней право на пользование мерами социальной защиты, установленными ч. 1 ст. 21 ФЗ “О ветеранах“, признать действия ответчика по прекращению ежемесячных денежных выплат неправомерными, обязать ответчика возобновить ежемесячные денежные выплаты с апреля 2005 года в размере, установленном ст. 154 ФЗ РФ от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ “О внесении изменений в законодательные акты РФ“, с учетом подачи в пенсионный орган заявления об отказе от набора социальных услуг в натуральном виде.

Истица К.Н. в судебное заседание не явилась, в письменном ходатайстве просила рассмотреть дело в ее отсутствие.

Представитель истицы К.Н. - Р.С., действующий на основании доверенности от 24 октября 2007 года, иск своей доверительницы поддержал и просил его удовлетворить по основаниям, изложенным в исковом заявлении, исковые требования уточнил и просил суд: 1) признать за К.Н. право на получение мер социальной поддержки, установленных ч. 1 ст. 21 Федерального закона “О ветеранах“; 2) обязать ГУ Управление Пенсионного фонда РФ по Ленинскому району г. Пензы возобновить К.Н. ежемесячную денежную выплату, установленную ст. 23.1 Федерального закона “О ветеранах“, с 1 апреля 2005 года с учетом подачи заявления об отказе от набора социальных услуг в натуральном виде.

Представитель ответчика - ГУ Управление Пенсионного фонда РФ по Ленинскому району г. Пензы - Торкина В.А., действующая на основании доверенности от 9 января 2008 года, исковые требования не признала, пояснив, что поскольку К.Н. не относится ни к одной из категорий граждан, перечисленных в ч. 1 и ч. 2 ст. 21 и ст. 23.1 Федерального закона “О ветеранах“, она не имеет право на меры социальной поддержки, в т.ч. права на получение ежемесячных денежных выплат. Часть 1 ст. 21 указанного Закона определяет такое право членов семьи погибших только при условии, если они являются нетрудоспособными. К.Н. является трудоспособной, а потому ежемесячные денежные выплаты прекращены ей правомерно.

Представитель третьего лица - ГУ Отделение Пенсионного фонда РФ по Пензенской области в судебное заседание не явился, о месте и времени слушания дела извещен своевременно и надлежащим образом, о причинах неявки суд не уведомил.

Ленинский районный суд постановил вышеуказанное решение.

В кассационной жалобе начальник ГУ УПФР по Ленинскому району г. Пензы Т.В. Ануфриева просит отменить решение суда как незаконное, постановленное с нарушением норм материального права.

Не отрицая, что истица действительно является вдовой сотрудника органов внутренних дел, погибшего при исполнении служебных обязанностей в период прохождения службы, кассатор считает, что ей обоснованно прекращены ранее назначенные ежемесячные денежные выплаты, поскольку ст. 21 ФЗ РФ “О ветеранах“ предусматривает, что такие выплаты могут получать лишь те вдовы погибших сотрудников органов внутренних дел, которые являются нетрудоспособными, состоящими на иждивении погибшего и получающего пенсию по случаю потери кормильца. Истица же является трудоспособной и пенсию по случаю потери кормильца не получает.

По мнению кассатора, суд неправильно истолковал положения ст. 21 ФЗ РФ “О ветеранах“.

Обсудив доводы жалобы, проверив материалы дела, судебная коллегия не находит оснований для отмены или изменения решения суда.

Удовлетворяя иск К.Н., суд признал установленным и исходил из того, что ее требования соответствуют закону и подтверждены соответствующими доказательствами.

Данный вывод суда является правильным.

В судебном заседании установлено, что К.Н. является вдовой сотрудника органов внутренних дел К.И., погибшего 12 мая 2002 года при исполнении служебных обязанностей в ходе боевых действий в Чеченской Республике.

Решением ГУ Управление Пенсионного фонда РФ по Ленинскому району г. Пензы от 27 декабря 2004 года К.Н., как члену семьи погибшего сотрудника органов внутренних дел, с 1 января 2005 года пожизненно была назначена ежемесячная денежная выплата в размере 150 руб. (л.д. 35).

Однако решением ГУ Управление Пенсионного фонда РФ по Ленинскому району г. Пензы от 22 марта 2005 года ежемесячная денежная выплата истице была прекращена с 1 апреля 2005 года (л.д. 41).

Письмом Отделения Пенсионного фонда РФ по Пензенской области от 18 октября 2007 года N 16/6019 была подтверждена правомерность указанного решения и истице было сообщено о невозможности возобновления ежемесячной денежной выплаты.

По мнению ответчика, К.Н. как вдова сотрудника органов внутренних дел, погибшего при исполнении служебных обязанностей, не имеет права на меры социальной поддержки, предусмотренные ФЗ РФ “О ветеранах“, поскольку, являясь трудоспособной, не относится ни к одной из категорий граждан, перечисленных в ч. 1 и ч. 2 ст. 21 и ст. 23.1 ФЗ РФ “О ветеранах“.

Однако суд обоснованно пришел к выводу о неправильности выводов ответчика.

При этом суд, проанализировав положения соответствующих норм ФЗ РФ “О ветеранах“, Закона РФ “О милиции“, исходил из следующего.

В соответствии с положениями ст. ст. 14 - 16 ФЗ РФ “О ветеранах“ при жизни инвалидам войны, участникам Великой Отечественной войны и ветеранам боевых действий, в том числе членам их семей, совместно с ними проживающим, предоставлены меры социальной поддержки в виде оплаты в размере 50 процентов занимаемой общей площади жилых помещений (в коммунальных квартира - занимаемой жилой площади).

В случае их гибели (смерти), исходя из толкования ответчиком положений ст. 21 этого Закона, член семьи (вдова), в случае ее трудоспособности, теряет названную меру социальной поддержки, как и ряд других, предусмотренных п. 1 ст. 21 ФЗ “О ветеранах“.

В соответствии с п. 3 Правил предоставления членам семей погибших (умерших) военнослужащих и сотрудников некоторых федеральных органов исполнительной власти компенсационных выплат в связи с расходами по оплате жилых помещений, коммунальных и других видов услуг, утвержденных постановлением Правительства РФ от 2 августа 2005 года N 475, к членам семей погибших (умерших) военнослужащих, которым положены компенсационные выплаты, относятся, в частности, вдовы (вдовцы) за исключением вступивших в новый брак, вне зависимости от трудоспособности.

Согласно же ч. 3 ст. 21 ФЗ “О ветеранах“ меры социальной поддержки, установленные для членов семей погибших (умерших), распространяются на членов семей военнослужащих, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы и органов государственной безопасности, погибших при исполнении обязанностей военной службы (служебных обязанностей). Меры социальной поддержки, указанные в настоящей статье, предоставляются членам семей военнослужащих, погибших в плену, признанных в установленном порядке пропавшими без вести в районах боевых действий, со времени исключения указанных военнослужащих из списков воинских частей.

Пунктом 2 ст. 21 предусмотрены меры социальной поддержки независимо от нахождения на иждивении и получения любого вида пенсии и заработка: родителям погибшего (умершего), супруге (супругу) погибшего (умершего) инвалида войны, не вступившей (не вступившему) в повторный брак, супруге (супругу) умершего участника Великой Отечественной войны, ставшего инвалидом вследствие общего заболевания, трудового увечья и других причин (кроме лиц, инвалидность которых наступила вследствие их противоправных действий), не вступившей (не вступившему) в повторный брак, супругу (супруге) умершего участника Великой Отечественной войны или ветерана боевых действий, не вступившей (не вступившему) в повторный брак и проживающей (проживающему) одиноко.

Таким образом, родители и вдовы погибших (умерших) указаны в одном пункте названной статьи, в связи с чем следует применить конституционный принцип равенства всех перед законом.

Из анализа положений ч. 3 ст. 21 ФЗ “О ветеранах“ суд пришел к выводу о том, что истица, будучи вдовой сотрудника органа внутренних дел, погибшего при исполнении служебных обязанностей, приравнена по своему правовому статусу к членам семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны и ветеранов боевых действий.

В связи с тем, что члены семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны и ветеранов боевых действий в соответствии с подп. 7 п. 1 ст. 23.1 ФЗ “О ветеранах“ отнесены к числу получателей ежемесячной денежной выплаты, суд обоснованно признал, что К.Н., как лицо, приравненное законом к этой категории граждан, также имеет право на получение ежемесячной денежной выплаты в соответствии с данной правовой нормой.

Как указано в решении суда, нормы ст. ст. 21 и 23.1 ФЗ “О ветеранах“ не могут применяться отдельно друг от друга, т.к. находятся в системном единстве и имеют общий предмет регулирования - устанавливают единые по своему правовому назначению меры социальной поддержки для членов семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны и ветеранов боевых действий, а также приравненных к ним категорий граждан.

С учетом изложенных обстоятельств суд признал незаконным отказ в предоставлении К.Н. ежемесячной денежной выплаты, предусмотренной ст. 23.1 ФЗ “О ветеранах“, как лицу, обладающему правом на получение мер социальной поддержки, установленных ч. 1 ст. 21 данного Закона.

Иное противоречило бы вышеуказанному правовому назначению данной выплаты (восполнение потерь ранее существовавших натуральных льгот и гарантий и обеспечение стабильности юридического статуса гражданина) и ставил бы истицу в неравное положение с другими аналогичными с ней получателями мер социальной поддержки, что не соответствует принципу равенства всех перед законом, гарантированному ст. 19 Конституции РФ.

С учетом изложенного суд признал необходимым удовлетворить заявленный иск, возложив на ГУ Управление Пенсионного фонда РФ по Ленинскому району г. Пензы обязанность возобновить К.Н. ежемесячную денежную выплату, установленную ст. 23.1 Федерального закона “О ветеранах“ с 1 апреля 2005 года (т.е. с момента ее прекращения).

Поскольку доводы кассационной жалобы не опровергают выводов суда, изложенных в решении, судебная коллегия не находит оснований для ее удовлетворения.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 360, 361 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

решение Ленинского районного суда г. Пензы от 18 февраля 2008 года по делу по иску К.Н. к ГУ Управление Пенсионного фонда РФ по Ленинскому району г. Пензы о признании права на получение мер социальной поддержки и понуждении к возобновлению ежемесячных денежных выплат оставить без изменения, кассационную жалобу ГУ УПФР по Ленинскому району г. Пензы - без удовлетворения.

Читайте также: