Мой знаменитый земляк мустай карим. Урок по культуре башкортостана "уральская зима" Решение проблемной ситуации

Еще в детстве я очень интересовался тем, какое у Дедушки Мороза было детство? Ведь не мог он сразу появиться на свет толстым, седовласым и седобородым, да еще и сразу – то ли с дочкой, то ли с внучкой (версия разнятся), именуемой Снегурочкой. Я интересовался у взрослых, но никто из них не знал ответа на этот вопрос, более того, судя по реакции, взрослые удивлялись самой постановке вопроса.
Прошли годы, я вырос и совсем забыл про собственную детскую проблематизацию дедморозовского детства. Мне напомнила об этой теме шестилетняя девочка. При этом ее вопрос прозвучал в этаком «модернизированном» духе. Если я, будучи шестилетним, интересовался, каким был Дед Мороз, когда был маленький, то юное дитя глобализации поинтересовалось, а «ГДЕ жил Дед Мороз, когда был маленьким мальчиком?»

«Ну что же? – подумал я, – почему бы не воспользоваться шансом, который предоставляет мне моя взрослая авторитетность, и не приобщить ребенка к какой-нибудь яркой неканонической версии биографии любимого детского героя?»

И не преминул. Я рассказал подрастающей барышне о том, что родился Дед Мороз и провел свои лучшие годы (то есть годы детские и юношеские) в Сибири. Юный сибиряк, именуемый Мальчиком Морозом, был настолько добр и смекалист, что под Новый год сам обходил с подарками детей и каждому дарил то, о чем тот и мечтать не смел. Он был неутомимым носителем и дарителем настоящих чудес.

А потом он уехал из Сибири. Сложно сказать почему, может, позвал его кто, может, просто «модно» стало. Так вот, он уехал из Сибири и сразу постарел. То есть превратился в того Деда Мороза, которого мы знаем. И поглупел. Точнее, с ним случился старческий склероз, он теперь забывает дарить детям новогодние подарки, он совершенно перестал соображать в том, что для ребенка могло быть стать настоящим новогодним чудом. Поэтому ему надо писать всякие письма, записки, напоминать о том, что скоро Новый год и пора дарить подарки. И даже четко прописывать, что именно подарить.

Короче, получилось, как в популярной сетевой шутке: «Здравствуй Дедушка Мороз! Пишет тебе первоклассник Вася. Пожалуйста, дочитай это сообщение до конца – это не спам, а реальная возможность заработать…».

Резюмировал я это биографическое описание следующим обобщением: а вот остался бы Дед Мороз жить в Сибири, так и оставался бы всю жизнь молодым, умным, с прекрасной памятью и интуицией.

Девочка, конечно, позадавала кое-какие уточняющие вопросы, ответы на которые позволили мне конкретизировать некоторые моменты неканонической истории Деда Мороза, но это уже не суть важно.

Короче, все, что я, как авторитетный взрослый, мог сделать для воспрепятствования западному дрейфу и для развития регионов Сибири и Дальнего Востока, я сделал. Попробовал настроить одну подрастающую личность вполне определенным образом. На конкретном примере одного лоханувшегося сибиряка.

Хотя, как знать? Может, так оно и было с Мальчиком Морозом, которого неправильный жизненный выбор превратил в Дедушку Мороза.

С наступающим Новым годом! Оставайтесь и в новом году молодыми, умными, с хорошей памятью и интуицией!

Маленькому можно то, чего большому нельзя: проситься на руки, требовать утешения, повышенного внимания, подарка «вне очереди». И маленький рядом с большим всегда выигрывает в глазах взрослого - в силу своей подчеркнутой уязвимости и потребности в опеке.

С другой стороны, маленькому много чего нельзя - и часто как раз то, чего очень хочется. Чего-то действительно стоящего, захватывающего, может быть, даже рискованного. Как правило, это ограничения на самостоятельные действия. Нельзя - потому что маленький.

В общем, слово «маленький» в представлении ребенка обладает в одно и то же время прямо противоположными значениями.

Но по отношению к книжным персонажам характеристика «маленький», как правило, сразу делает героя «своим», «близким по духу». «Маленькие» - в частности, маленькие ростом, - почти всегда вызывают у детей симпатию и сочувствие - и своей видимой уязвимостью, и своими попытками эту уязвимость как-то компенсировать - победить, обхитрить или превзойти больших. И это касается детей самых разных возрастов. С того момента, когда взрослые начинают обосновывать свои запреты словами «Ты еще слишком мал для этого», и начинает работать механизм отождествления ребенка с «маленькими» и по этой причине чего-то лишенными персонажами.
Вот почему Маленький Дед Мороз немецкой писательницы Ану Штонер сразу оказывается в ряду любимых детских персонажей.

Но вообще-то маленький Дед Мороз - это своего рода революция в детском сознании.За Дедом Морозом, кажется, изначально «закреплен» определенный визуальный образ: это седовласый ДЕД (т.е. взрослый человек). Он волшебник, даритель. Он приносит подарки. Но голос у него такой громкий, и борода какая-то слишком густая и длинная, и посох волшебный, и вообще… Он же вроде и заморозить может. Уверения в том, что он добрый, всегда принимаются с некоторыми сомнениями: кто его знает! Недаром при нем надо вести себя хорошо...

И вдруг возникает нечто, вступающее в спор с этим каноническом образом.
Оказывается, Дедов Морозов на свете много (ну, это еще ладно, об этом мы и сами давно знаем: один Дед Мороз ко всем и не доберется вовремя). И среди них есть маленький. То есть Дед Мороз - ребенок. Или, точнее, Дед Мороз как ребенок - со всеми присущими ребенку переживаниями и обидами, хотя внешне он отличается от взрослых только размерами. Во всем остальном он их точная копия - у него и одежка та же, и валенки, и даже борода.
Но борода - не как признак старости, а как «обязательный атрибут», связанный с «заснеженностью» и символизирующий причастность к зиме.

Борода Маленького Деда Мороза именно так и выглядит на рисунках Генрики Уилсон - как маленький снежный сугробик.

Иллюстрации - едва ли не самое ценное в книжке про Маленького Деда Мороза. Они очень «красноречиво» дополняют и усиливают словесные образы. Чего стоит один разворот, на котором Маленький Дед Мороз разговаривает с огромными валенками! То есть на самом деле разговаривает он с Главным Дедом Морозом, но наши глаза по воле художника видят всю эту сцену на уровне взгляда Маленького Деда Мороза. А он сам смотрит на старшего снизу вверх, запрокинув голову. И его малость - которая является причиной несправедливого (как нам кажется) отношения к нему других Дедов Морозов - прямо-таки пронзает сердце.

Еще острее ощущаем мы горечь и обиду героя, оставленного дома и отлученного от общего праздника, глядя на другую картинку: на фоне огромного темного неба, на узкой полоске белого снега - малюсенькая сгорбленная фигурка в красном колпачке. А за ней на снегу отпечатки маленьких валенок - как символ первых шагов к самостоятельному решению.

Вообще, зная название книги, по картинкам можно придумать свой текст истории - настолько картинки понятны и последовательны с точки зрения сюжета.
И раскрашены они очень «правильно» с детской точки зрения: узнаваемые контрастные цвета, подчеркнутые контуры.

Вместо глаз у персонажей - точки («точка, точка, два крючочка»), но лица и звериные мордочки очень выразительны, и мы без труда «читаем» по ним эмоциональное состояние героев. При желании эти картинки можно перерисовать (или перевести с помощью кальки).

А сама история так и просится на «сцену» - в настольный театр. Фигурки сказочных персонажей легко, например, вылепить из любого пластического материала. Экономное отношение художника к изобразительным деталям делает эту задачу вполне осуществимой.

Маленький спектакль по книжке мог бы оказаться хорошим праздничным действом у елки.
И ведь какое прекрасное решение конфликта предлагает сказка: Маленький Дед Мороз, который в силу роста и возраста еще не годится для взрослых дел, решает отдать подарки лесным зверятам - стать лесным Дедом Морозом.
Оказывается, при желании можно найти кого-то, кому ты можешь помочь, доставить радость. А это уже - высокая философия.

Марина Аромштам

_______________________________

По книге Ану Штонер «Маленький Дед Мороз»

Однажды, сотни лет назад, накануне Дня зимнего солнцестояния на Северном полюсе произошло чудо. В глубоких пещерах, под толщей льда возникло Эльфийское королевство… Но это королевство был разрушено. Благодаря летающему оленю, спастись удалось одному Николаю -последнему эльфу. Мальчик растет среди добрых и хороших людей, но чувствует, что он не похож на них… Когда безжалостная ведьма Магда, окружённая гоблинами и демонами, решает отнять детство у всех детей планеты, только Николай может противостоять ей. «Тайна Золотого города / Когда Дед Мороз был маленьким» — захватывающая история с замысловатым сюжетом, который приведёт юных читателей на самый Северный полюс.

Наши юные читатели советуют в такие вечера почитать сказочную повесть английской писательницы Люси Дэниел Рэби «Тайна Золотого города / Когда Дед Мороз был маленьким».

Из отзыва Дубровина Алексея (9 лет): «Я очень люблю читать. В нашей библиотеке Пушкарёва прочитал уже много книг. Из последних прочитанных мною книг мне очень понравилась сказка «Тайна Золотого города». Главный герой сказки – Ник стал для меня образцом для подражания: он очень добрый и смелый, ведь он победил в сказке зло. Чудесная Новогодняя сказка!»

Ведущий библиотекарь библиотеки им. Г. М. Пушкарёва Муха Р. С.

Цели:

  • познакомить детей с особенностями уральской зимы, ее отличительными признаками от зимней природы Сибири и Крыма.
  • развивать умение делать умозаключения и выводы.
  • прививать любовь к родному краю.

Оборудование:

  • Атлас Республики Башкортостан под редакцией М.Ф.Хисматова, В.Н.Гнатишина.
  • Карта “Климатические зоны”.
  • Учебник “Живые родники” 3-4 кл. Авторы: Идельбаев М.Х., Сулейманов A.M.
  • Учебное пособие “Цветущий край, благословенный”.Автор Мавлетов B.C.
  • Телеграмма от Деда Мороза.

Ход урока

1. Создание психологического комфорта

Учитель. Здравствуйте, ребята! Посмотрите в окно! Какой сегодня замечательный день. Искрящийся на солнце снег создает нам хорошее настроение. Я надеюсь, что это настроение мы сохраним весь урок еще и потому, что приближается самый любимый праздник детей – Новый год.

2. Введение в тему

У: Начнем наш урок с зарядки для ума. Вашему вниманию предлагается филворд. Отгадайте загадки и найдите слова-отгадки в филворде. Не забывайте, что слова можно читать в любом направлении, (филворды у каждого ученика без ответов.) (Приложение 1 .)

  1. Самостоятельная работа с филвордом.
  2. Проверка выполнения задания.

– Какой общей темой объединены эти слова-отгадки?

Дети: Все слова отгадки связаны с зимой.

3. Актуализация знаний

У: Что вы знаете о зиме?

(Высказывания детей .)

– Зима длится 3 месяца. Зимние месяцы – декабрь, январь, февраль. Низкая температура воздуха. Земля покрыта снегом, осадки в виде снега.

(Обобщая ответы фиксировать их на доске. Лучше использовать карточки.)

У: Вот как описывает зиму Хабибулла Габитов в своем стихотворении “Зима”.

(Учебник “Живые родники” 3-4 кл.) с. 67.

  1. Чтение стихотворения подготовленным учеником.
  2. Беседа о прочитанном по вопросам в учебнике.

4. Сообщение темы урока.

У: Сегодня на уроке мы с вами будем говорить об уральской зиме, т.е. о зиме в нашей местности. (Записывается тема урока. Слово “уральская” выделено).

5. Создание проблемной ситуации

У: Почему выделено слово “уральская”?

Изменится ли рассказ о зиме, если мы будем говорить о Сибирской зиме, о зиме в Крыму? Разве зима не везде одинакова?

Д: В разных районах зима протекает по-разному.

У: От чего это зависит?

Д: От климатической зоны, к которой находится данная местность. Чем ближе к полюсу находится климатическая зона, тем холоднее, т.к. меньше угол падения солнечных лучей. Чем ближе к экватору находится климатическая зона, тем теплее, т.к. больше угол падения солнечных лучей.

6. Решение проблемной ситуации

У: В какой климатической зоне находится Урал?

Д: Урал находится в умеренной климатической зоне.

(Ответ сопровождается показом по карте “Климатические зоны”.)

У: По каким признакам определяем приход Зимы в нашей местности?

Д: Замерзают водоемы, земля покрыта снегом it он не тает.

У: Стихотворение Назара Наджми на стр. 69 поможет нам ответить на этот вопрос.

  1. Чтение стихотворения.
  2. Беседа о прочитанном по вопросам в учебнике с. 70.

У: Подумайте, в каком месяце в нашей местности проявляются признаки прихода зимы и в каком месяце они заканчиваются?

Д: С ноября по март устойчивый снежный покров и замерзшие водоемы.

У: Какой вывод о протекании зимы на Урале вы можете сделать?

Д: Уральская зима длится с ноября по март, т.е. 5 месяцев, зимние месяцы - ноябрь, декабрь, январь, февраль, март.

У: Когда же мы были правы (обращаемся к записи на доске ), когда делали первую запись на доске или сейчас.

(Высказывания детей.)

– В первом случае речь идет о календарной зиме – общепринятой. А во втором случае речь идет о сезонной зиме, характерной для данной местности. Интересную информацию об уральской зиме можно прочитать в Атласе республики Башкортостан.

  1. Чтение статьи с. 24-25 в Атласе.
  2. Чтение учеником отрывка о зиме в учебном пособии “Цветущий край, благословенный.” с 87.
  3. Беседа по статьям.

7. Физкультминутка

“Зимняя зарядка”

А сегодня у зимы – новоселье,
Мы с тобой приглашены на веселье.
А какой вышины?
Вот такой вышины
Белый коврик у порога.
А какой ширины?
Вот такой ширины
Погляди-ка, потолки ледяные
Высоки-превысоки, кружевные!
Мы по лестнице шагаем.
Выше ноги, топ-топ.
Двери комнат отворяем,
Справа – хлоп, слева – хлоп.
– Здравствуй, зима!
Ты хозяйке, поклонись-ка:
Здравствуй, зима!

8. Работа над отличительными особенностями уральской зимы от зимы в Крыму и Сибири

У: Какими играми, забавами вам нравиться заниматься зимой

(Высказывания детей.)

– Какой главный зимний праздник приближается?

Д: Новый год.

У: С каким настроением мы встречаем приход Нового года, Деда Мороза, Снегурочки?

(Высказывания детей.)

– Очень интересно описывает встречу Деда Мороза и детей Асхаль АхматХужа в стихотворении “Дедушка Мороз”.

  1. Чтение стихотворения с 67-68.
  2. Беседа по содержанию.

У: Послушайте стихотворение И.Махониной “Дед Мороз”.

1. Чтение наизусть стихотворения И.Махониной “Дед Мороз”.

Дед Мороз идет по Крыму,
Дед Мороз ругает зиму!
Он обиделся всерьез,
Он расстроился до слез:
Теплый дождь в Крыму идет
В зимний праздник –
В Новый год!
Что тут делать?
Плачь не плачь.
– Надевать придется плащ!
В магазин заходит он,
Просит плащ и капюшон,
Новый зонтик яркий,
Чтоб спасти подарки!
Дед идет по городу -
Выжимает бороду...

  1. Беседа по содержанию.

У: Почему возможно такое явление в Крыму, как дождь в Новый год?

Д: Крым находится в жарком тепловом поясе. Температура воздуха зимой в Крыму –2 °С +10 °С. Почти не бывает снега.

У: Дед Мороз путешествуя по всему миру оказался в Сибири и прислал оттуда телеграмму.

(Дети читают телеграмму и обсуждают.)

Телеграмма

В Сибири ясная морозная зима. Самая низкая температура была зафиксирована –71° С. Слово “Оймякон” в переводе со староякутского значит “свирепый мороз”. Проваливаюсь в снегу по самую шапку. (Дед Мороз. )

У: Где бы вы хотели оказаться в Новый год. Поставьте метку со своим именем напротив записи.

  • на Урале
  • в Сибири
  • в Крыму

– Если бы вы встретились с Дедом Морозом, чтобы вы у него спросили?

(Высказывания детей.)

– Маленькую девочку Альфию из рассказа Myстая Карима “Когда дед Мороз был маленьким” интересовал вопрос “Почему же всегда приходят только деды Морозы, а никогда не приходят мальчики Морозы?”

  1. Чтения рассказа М.Карима с.70-75.
  2. Беседа о прочитанном.

9. Обобщение по теме

  1. Что узнали об Уральской зиме?
  2. Чем зима на Урале отличается от зимы в Крыму и в Сибири?
  3. Что означают понятия сезонная и календарная зима?
  4. Какие башкирские писатели и поэты создали произведения о зиме?

У: Наш урок мы закончим прослушиванием песни “Первый снег” Д.Хасаншина на слова С.Алибаева.

10. Домашнее задание

Нарисовать картину по содержанию стихотворения “Зима” Х.Габитова.

«Если бы я ничего не читал о Башкирии, кроме книг Мустая Карима, и не видел ни одного башкира, кроме Мустая, то и тогда я мог бы считать, что знаю Башкирию и её народ».

Дагестанский поэт Кайсын Кулиев.

Я живу в небольшом поселке Чишмы Республики Башкортостан, название которого переводится как «родник». Да, мой родной край славится своими звонкими источниками, воды которых имеют целебную силу.

Но самым великим даром земли нашей я считаю людей добрых, мужественных, безгранично любящих свой родной край, искренних, мудрых, наделенных талантом.

Я с гордостью могу назвать своим земляком одного из самых известных и уважаемых сынов родной Башкирии Мустая Карима, так как он родился в 1919 г. в деревне Кляшево Чишминского района, что находится совсем рядом с моим поселком.

Вот передо мной его портрет. С фотографии смотрит на меня человек с пышными вьющимися волосами, тронутыми благородной сединой, мудрое лицо излучает доброту, искреннее радушие, на губах улыбка, а глаза печальные. Я нашла запись из его дневников от 3 марта 1978 г. Вот что он писал о себе: «Быть может, я самый грустный весельчак». О чем печалился этот человек?

Наверное вспоминались ему трудные испытания судьбы, через которые пришлось пройти в жизни. Нелегкое было детство. Но даже тогда, будучи еще ребенком, все тяготы голодных лет он переносил стойко. Эта мысль прозвучала и в одной сказке для детей. Он писал: «Эти беды не испугали меня. А закалили и научили быть стойким».

В книге «Мгновения жизни» писатель рассказывал о том, как им с братишкой приходилось целыми днями просиживать с удочкой у озера, в надежде принести домой хоть какую-то пищу. Особенно меня взволновало то, что он и его братишка Ильяс не по-детски терпеливо вели себя при этом и даже ободряли друг друга. А когда уставшие возвращались домой, то Мустай, которому было тогда 13 лет, нес до дома на закорках своего шестилетнего братика. Намного позднее он написал в своей книге: «Если бы люди почаще друг друга поднимали и несли, тогда и раскаяний было бы меньше».

И все-таки, детские годы писатель вспоминает с теплотой: «Однажды, в 1932 году, очень голодный год был, мы поздно пахали. Осенью. Шел дождь. Я пришел усталый, замерзший, голодный, и вдруг дома запахло кашей. Мать откуда-то достала крупы и сварила кашу с тыквой. Вот тогда я был очень счастлив».

Интересно было узнать, как играл и развлекался Мустай Карим, будучи ребенком. «Мы, мальчишки улицы Черчэ, - писал поэт, росли шумно, дружно, во всем подражая взрослым. За околицей у нас были свои игрушечные пашни и луга, мы ежегодно устраивали даже свой сабантуй с бегами, борьбой и другими состязаниями; победители получали в подарок красивые обертки из-под фамильного чая и мыла, которые мы на кануне собирали «с населения», обходя всю улицу».

Мустай Карим родился в ауле Кляш, на берегу прекрасной реки Дёмы. Я думаю, живописная природа стала источником для творческого вдохновения:

Ты знаешь, как на родине моей

Бежит вода жемчужная, как слезы,

Томятся белоствольные березы

В зеленом обрамлении полей?

Стихи он начал писать с 6 класса, а в 16 лет несколько стихотворных подборок было уже опубликовано в печати. Первая книга Мустая Карима вышла в далеком 1938 г. и была названа в духе времени «Отряд тронулся». Велико было мое удивление, когда я узнала, что этот талантливый поэт и писатель, оказывается, был в своем роду всего лишь вторым грамотным человеком! Первым научился читать и писать старший брат Мустая, окончивший после революции начальную школу. А до того никто в большой семье не умел даже подписаться, как впрочем, почти в любой другой крестьянской башкирской семье. «Вместо подписи ставили тамгу (метку), похожую не то на вилы, не то на куриную лапу, - рассказывает писатель. – Эта тамга была у нас вроде родового герба. Ее можно было видеть везде: и на меже земельных наделов, и на сбруе, и на крупе коня, даже на топорище».

Когда началась война, Мустай Карим только что окончил литературный факультет педагогического института. Он сразу ушел на фронт. В армии был начальником связи и начальником штаба артиллерийского дивизиона. Противотанковый артдивизион действовал на самых ответственных передовых рубежах, все время вел жесточайшие сражения. Но и тогда, в боевой обстановке, и позже, лежа с тяжелой раной в госпитале, Карим писал стихи. После госпиталя он стал корреспондентом фронтовых газет и оставался на фронте до последнего дня войны.

Писать и печататься Мустай Карим начал еще до войны. Но настоящая известность пришла к нему с военными стихами.

Поэты – фронтовики! Как много говорят эти два слова! Люди, сражавшиеся за родину, за спасение всего человечества – и боевым оружием, и поэтическим словом. Люди, знавшие самый тяжкий и опасный труд войны и создавшие такую высокую, такую блистательную и, как хлеб, нужную поэзию!

За годы, прошедшие после войны, Мустай Карим много путешествовал и писал. Когда художник или писатель особенно ярко и зримо рисует какую – либо область земли, он как бы дарит ее нам. Земля эта становится для нас родной. Мустай Карим дарит нам в своих произведениях Башкирию. Ее щедрые пашни и заливные луга, ее горы, реки, озера – живут в его стихах многоцветно и живо.

Я иду цветущею долиной

В свой аул из дальнего похода.

Землянику рву и пью горстями

Родников родных живую воду.

Поэзия Мустая Карима задушевна и лирична, а его проза так мудра и понятна.

Меня удивляют и восхищают произведения, адресованные нам, детям. Когда читаешь их, забываешь, что автором является человек почтенного возраста. Настолько тонко прочувствованы детские переживания, тревоги и сомнения. Я уверена, что писатель был прекрасным психологом и точно знал, о чем думает ребенок, что его интересует, что волнует. По поведению и поступкам детей он «читал» их характеры. Это особенно ярко отображено в сказке «Когда Дед Мороз был маленьким».

Я заметила, что и в произведениях для детей писатель поднимает такие важные темы, как честность, трудолюбие, выносливость, преданность в дружбе. Мне очень понравилась его мысль: «Когда есть настоящие друзья, не так страшны даже враги».

Мне кажется, он, как добрый наставник, дает нам мудрые, жизненные советы. Мустай Карим старается оберечь нас от серьезных ошибок. В этом я вижу отеческую заботу о подрастающем поколении. Очень поучительны его рассказы и сказки «Туда или сюда?», «Листик и муравей», «В березовом лесу».

Читая детские произведения Мустая Карима, мне каждый раз кажется, что я беседую с близким мне человеком, который желает мне добра.

Он действительно был очень интересным, доброжелательным собеседником. Однажды Мустай Карим побывал на встрече с педагогами в нашей школе. Было это в 2000 г. Вот что вспоминает моя учительница, Сеничева Т. Ю. : «О чем бы он ни говорил: о профессии учителя, о политике, о своей жизни, он умел вызвать искренний интерес слушателей». Больше всего Татьяне Юрьевне понравилось то, что наш великий земляк воспринимал жизнь оптимистично, вселял уверенность, учил радоваться каждому прожитому дню. Его речь была насыщена искрометным юмором. Хотелось запомнить каждую остроумную фразу, каждое мудрое высказывание. А еще всем очень понравилось, что в общении с учителями, великий поэт и писатель проявлял искреннее уважение. Ни тени высокомерия и намека на его высокое положение! «Общаться с ним было легко и приятно, как с давним другом. После такой беседы на душе было радостно», - рассказала мне Татьяна Юрьевна.

Долгую и интересную жизнь прожил великий сын Башкортостана, Мустай Карим. И прожил ее красиво, достойно, с гордо поднятой головой:

Родившийся человеком

Не ползать по ней рожден!

На ноги став однажды, не упади, держись!

Вот уже несколько лет, как нет этого талантливого человека, но его душа, его мысли живут в его прекрасных произведениях. И чем больше я читаю о нем, тем сильнее возрастает мой интерес к его творчеству и к личности самого Мустая Карима.

У меня есть мечта побывать в его родной деревне. Постоять у знаменитого «Колодца вдохновения», обнять белоствольные березки, так любимые поэтом и писателем. Встать на крутой берег реки Дёмы и ощутить чувство свободы и парения над родным краем. Хотелось бы побеседовать с односельчанами, которые знали его не только по произведениям, а лично были знакомы с Мустаем Каримом. Я думаю, эта мечта скоро осуществится!

Читайте также: