Ты никогда не видел жизнь варум. Анжелика Варум: «Не могу себе позволить быть "плюшевой"

Символично, что у нее два имени: на сцене она Анжелика Варум, а за ее пределами - Маша. Нежная, воздушная, очень романтичная - это всё Анжелика.

Фотография: Владимир Васильчиков

А вот у Маши сильная воля, жесткий характер, и она умеет решать любые, даже самые сложные проблемы. Насколько гармонично в такой красивой обаятельной женщине уживаются два, казалось бы, совсем разных человека?

О дин момент, Маша, вызвал у меня приятное удивление - то, что ты предложила встретиться дома. Я уже не помню, когда это случалось в моей журналистской практике. Обычно все предпочитают кафе или ресторан в центре Москвы. А ты была категорична: дома и только дома. Почему так?

Я домосед, и дома чувствую себя комфортнее всего. В публичных местах я, как и многие мои коллеги, испытываю дискомфорт и чувствую себя довольно скованно.

То есть в публичных местах ты ненастоящая?

Нет, почему же? Быть ненастоящей и испытывать дискомфорт - это разные вещи.

Как тебе вообще может быть дискомфортно? А плечо мужа?

Ну, вариант «мы с Тамарой ходим парой» не про нас. Нам достаточно делить сцену на двоих, дом на двоих, быт на двоих. А ходить везде вместе - это вообще не моя история. Я человек самодостаточный, да и Лёня тоже.

Друзья-то общие у вас есть?

Друзья общие есть.

Но у каждого своя территория. Так изначально повелось?

Да. Нам о многих вещах пришлось договариваться на берегу, ведь начинали мы как пара, когда нам было уже почти по тридцать. Конечно, это договор негласный, на уровне интуиции. Вообще, думаю, нам повезло, что мы люди одной профессии, потому что нам всё понятно без слов.

Объяснить человеку другой профессии, что такое потребность в абсолютной тишине, когда хочется просто помолчать и не быть каждую минуту вовлеченным в быт и повседневную суету, не всегда возможно.

А ты в быт сильно вовлечена?

Для меня кухня - это просто культ. Я люблю готовить, всё свободное время провожу на кухне. Правда, в отношении стирки подобного энтузиазма не испытываю. У меня с самого начала сложились непростые отношения со стиральной машиной. Но тут на помощь приходит муж.

Ты готовишь для Лёни...

Для Лёни. Для себя. Для наших детей, когда они приезжают в гости, для друзей. Я и ем больше Лёни. Я мясоед, в отличие от него. Лёньку с трудом можно заставить съесть даже куриную котлету, он мясу предпочитает рыбу и овощные блюда. А я стейки обожаю.

Ни за что бы не подумал! Ты такая стройная - как статуэтка.

Я просто человек очень беспокойный. Думаю, в основном это помогает сохранять фигуру. Перед большим концертом я могу сбросить полтора-два килограмма за ночь из-за волнения. Потом, правда, быстро набираю.

Получается, для поддержания формы нужно, чтобы почаще было беспокойство, такая вечная нервотрепка.

Не нужно. Муж, например, любит, когда я немного округляюсь. Ему нравится. Плюс два килограмма - и я становлюсь такой симпатичной матроной. Щечки появляются.

Мы встречаемся с тобой в одиннадцать часов вечера. Тебя это время сразу устроило, когда я предложил?

Да. Мы же начинаем работать вечером, в семь часов - самое раннее. Если это какие-то закрытые мероприятия или клубные выступления, то это может быть и десять вечера, и два часа ночи. А после концерта заснуть очень сложно.

Но сегодня-то не было концерта.

Как же! Был концерт. Ты думаешь, я тебя встречаю дома специально в концертном мейкапе? (Улыбается. )

Вы вместе с Лёней выступали?

Нет, я одна.

А муж в такое позднее время где?

Недалеко. В соседней комнате.

Знаешь, что еще меня удивило и совершенно восхитило? То, что ты не помнишь номер своей квартиры. Я у подъезда задал об этом вопрос, а ты не смогла ответить.

Я жертва прогресса: у меня есть электронная визитка с адресом, которую я рассылаю всем моим гостям, та же история и с номером телефона. Самой мне эта информация ни к чему: что-что, а уж дорогу к дому я всегда найду.

Прекрасно. Вот сейчас у тебя замечательная пора. Вышел совместный диск с Игорем Крутым. Очень красивые мелодии, у вас получился отличный дуэт, и у Игоря проникновенный вокал.

Да, бархатный такой.

Я слышал, что это была твоя инициатива и Игорь Крутой поначалу не верил, что из этого может что-то получиться. Или это такое кокетство?

Нет, не кокетство абсолютно. Игорь готовился к своим юбилейным концертам. На то время в моем репертуаре была всего одна его песня. Игорь позвонил и сказал: «Мань, давай еще одну-две песни сделаем для моего шоу, а то ты всего с одной песней - как-то несолидно». И прислал мне несколько композиций на выбор. Я послушала и поняла, что ничего меня не цепляет. Пришлось набраться смелости, перезвонить Игорю и честно сказать: «Не мое». Он спросил: «А что твое?» На то время я уже послушала пластинку Лары Фабиан, от которой была в полном восторге. Я сказала, что готова спеть песню Лары Фабиан.

На это Игорь ответил, что там вообще такие вокальные вещи, мол, ты не потянешь... Я оскорбилась. Ведь всё дело не в силе голоса, а в темпераменте певца и его философии. Я, например, всегда предпочитала Нору Джонс и Лизу Стэнсфилд более темпераментным Тине Тёрнер и Пинк. Они мне как-то ближе и понятнее.

Я ответила Игорю, что «компенсирую» всё русскими текстами, села и написала стихи на две его англоязычные песни. А когда записала их в студии, Игорь послушал и предложил сделать русскую версию целого диска. Так появилась наша совместная пластинка «Женщина шла».

Здорово. Скажи, ты всегда берешь инициативу в свои руки?

Да, у меня даже дома кличка - Начальник.

Ты с виду такая хрупкая, нежная. Кошечку, которая уютно расположилась у тебя на коленях, так красиво гладишь.

(Улыбается .) Я мягкий начальник, но со стержнем.

Это от природы или воспитание?

Я думаю, в первую очередь это продиктовано профессией. Мой папа всегда говорил: «Если хочешь сделать что-то хорошо, сделай сам». Вообще, если честно, папа очень не хотел, чтобы музыка стала моей профессией.

Удивительно, а почему?

Сложный путь и очень мало шансов на успех.

Изначально ты же хотела стать драматической актрисой.

Хотела. Я поступала в театральный институт, не поступила - и слава богу. Профессия актрисы слишком зависимая, а я очень свободолюбивый человек.

А что, музыкант - профессия независимая?

То есть когда ты не поступила в театральный, то решила: «Эврика! Буду певицей!»

Мне нечем было заниматься целый год. Папа привлек меня к работе в студии: он писал песни, а я записывала к ним бэк-вокал, напевала «демки» для начинающих певиц. Знаешь, это такое волшебство, когда надеваешь наушники и впервые чувствуешь свой голос. Я поняла, что мне это очень нравится и очень хочется этим заниматься. (Из комнаты выходит Леонид Агутин. )

Вот и Леонид появился. Привет!

Леонид: Привет! Я за чаем. Как всегда, неожиданно. Ну, не буду вам мешать. (Возвращается обратно. )

У тебя, Маша, кажется, нет музыкального образования?

Ну, как сказать, у меня папино музыкальное образование. Но классического нет. Папа никому меня не доверял. Он считал, что занятия музыкой должны подкрепляться энтузиазмом. А в классической музыкальной школе очень часто педагоги этот самый энтузиазм убивают на корню. Папа вообще не терпел любой формы зависимости и мне это чувство передал.

А зависимость от мужа?

Ну, это не зависимость, это свободный выбор.

В чем разница?

Ты сам принимаешь решения, ты сам ищешь компромиссы, и ты точно знаешь, во имя чего это делаешь. А зависимость - это что-то помимо тебя, помимо твоей воли.

Ясно. Тебе никогда не ставили в укор отсутствие образования?

Мне было девятнадцать лет, когда вышла моя первая пластинка, и почти сразу началась гастрольная деятельность. Так что мне вообще некогда было об этом задумываться.

А у тебя самой такой потребности не было?

Потребность была, времени не было. Если честно, мне кажется, что в семидесяти процентах из ста высшее образование - это выбор родителей, который они принимают за своих детей, чтобы потешить родительское самолюбие. У меня была потребность в хорошей литературе и в хорошей музыке. И то и другое я могла себе позволить в часы досуга.

Если ты спросишь у меня, хотела бы я вместо моего личного опыта, приобретенного на концертных площадках, просидеть пять лет в институте и начать карьеру на пять-семь лет позже, однозначно отвечу «нет». И в то же время, если задаться вопросом, хотела бы я знать и уметь больше, - да, хотела бы.

Сейчас тоже много читаешь?

Стыдно признаться, но всю мою любовь к чтению вытеснили сериалы. Вот недавно села и посмотрела замечательный сериал «Молодой папа» с Джудом Лоу. Всю ночь прорыдала. Смотрела сутки напролет, потому что остановиться и выключить было просто невозможно. Я понимаю, что такая степень вовлеченности - это не очень здорово. Эмоции - как положительные, так и отрицательные - дело энергетически затратное. Я, например, «Голос» начинаю смотреть только с полуфиналов. Переживаю за ребят, нервничаю очень сильно. Первый сезон «Голоса» смотрела полностью. Помню свои стенания по поводу Артёма Качаряна, он был моим любимчиком. Очень обаятельный парень с хорошими вокальными данными. Но ему так и не удалось выйти в полуфинал. Вообще я с детства была очень впечатлительной. Как-то бабушка впервые повела меня в оперный театр (мне было лет пять), примерно на десятой минуте спектакля я разрыдалась в голос, и нам пришлось выйти из зрительного зала. По дороге домой она спросила, почему я расплакалась, я ответила: «Тетя на сцене так кричала, ей было больно». А в прошлом году на премьере спектакля Кости Райкина у меня был фактически сердечный приступ.

Ужас. Какой же спектакль довел тебя до такого состояния?

«Все оттенки голубого».

Там, конечно, драматичная история, но не до такой же степени!

До такой! Финальную сцену я вообще досмотреть не смогла. Просто уперлась глазами в потолок и плакала.

Ну а что тогда взамен - покой, йога? И чтобы кошка всё время сидела на коленях?

Развлечения, положительные эмоции, вокруг чудеса, мир в розовом цвете и небо в алмазах. (Смеется. )

То есть обязательно нужно создать какое-то искусственное пространство?

Как это ни трудно признавать, но так оно и есть. Его нужно создать, чтобы иметь возможность скопить силу и энергию для сцены. Потому что каждый выход на сцену - это всегда борьба. Тебе нужно победить. А жанр легкий, и жанру нужно соответствовать.

Я понимаю, о чем ты говоришь. Вот мы с братом Игорем вели «Новую волну» в Сочи, я перед началом очень волновался, и это понятно. Но я видел, как за кулисами в этот же самый момент был сосредоточен и весь в себе Филипп Киркоров, как сосредоточена и абсолютно отрешена Алла Пугачёва, которой нужно было сказать на сцене всего несколько слов и представить нас с Игорем. Я спросил: «Алла Борисовна, вы всегда так готовитесь перед выходом на сцену?» «Да, - отвечает, - всегда».

Всё верно. Когда я была еще ребенком, папа был музыкальным руководителем коллектива Валерия Леонтьева. Помню, как за кулисами наблюдала за Валерием Яковлевичем. Я понимала, что человек очень нервничает. И я к нему однажды подошла и говорю: «Вы что, волнуетесь, да?» И он говорит: «Да, очень». А Леонтьев в то время уже был звездой.

Кстати, волнение такого рода - это еще хороший адреналин.

Знаешь, Вадим, это хороший адреналин, когда ты победил.

А бывает, что ты не побеждаешь? Мне кажется, ты начинаешь петь «Вишня, вишня, зимняя вишня» - и всё, дальше всеобщее обожание.

Это не так просто, как кажется! Бывает, что не твоя публика: тебя зовут, например, на какой-то корпоратив, и выбор исполнителя делает не публика, а начальник. А публике, по сути, всё равно, кто выступает. Вот это самое сложное - «зажечь» таких людей.

Понял. Теперь о другом. Известно, что тебе было десять лет, когда твои родители развелись. Ты жила во Львове, отец работал в Москве. Воспитанием только мама занималась?

Я почему спрашиваю: просто ты всегда так аппетитно рассказываешь об отце, он для тебя, можно сказать, идол, а мама как-то в тени. Ей не обидно?

Моя мама мудрая женщина. А еще очень тонкий и деликатный человек, поэтому, даже если в ее сердце и закрадывались нотки ревности, она ни словом, ни жестом никогда не давала мне этого понять.

Мама сейчас в Москве живет?

Да. Она много лет жила в Одессе с моей бабушкой, а потом, когда бабушки не стало, я забрала ее к себе.

Получается, когда ты приехала в Москву, то сразу попала под крыло отца?

У него энергия все-таки мощнее, чем у мамы?

Я бы не стала сравнивать женскую энергию с мужской, это принципиально разные вещи. Дело не в энергии. В принципе, дочери всегда больше тянутся к отцам, за редким исключением.

Твоя дочка тоже больше к отцу тянется?

У меня как раз исключение из правил. Лизка абсолютно моя. Но у нас вообще такая ситуация непростая. Когда мой папа заболел, врачи сказали, что здесь ему не могут помочь, и мы перевезли его в Америку. И Лизе вместе с ним тоже пришлось переехать. Мы же всё время на гастролях.

Но ведь многие берут с собой маленьких детей на гастроли, и нет проблем.

Чисто мужской, не побоюсь этого слова, некомпетентный взгляд на предмет. Как ты себе представляешь, например, ребенка с вирусом и температурой под сорок, переезжающего по ночам из одного города в другой?

О"кей. У тебя никогда не было чувства, что ты что-то дочери недодала?

Нет. Мы очень хорошо друг друга чувствуем. Мы с ней как близнецы. И неважно, какое между нами расстояние.

Лиза и по характеру на тебя похожа?

По характеру она моя, я ее без слов понимаю. И у меня никогда не было ни чувства вины, ни чувства, что я ей чего-то недодала.

Дочка - музыкант. А у вас не было мысли дуэтом выступить?

Нет, такой мысли не было, она совсем в другой музыкальной традиции работает. И еще она индивидуалист. Ей надо всем доказать, что она без родителей всего может добиться, поэтому принципиально не хочет пользоваться нашими возможностями. Лёня помог ей записать первые семь песен, а потом Лиза сказала, что дальше всё будет делать сама. Она пишет и музыку, и стихи, и аранжировки.

Тебе самой нравится то, что она делает?

Очень. Всё это тонко и со вкусом. Я ею горжусь. Мне очень нравится тот энтузиазм и то стремление, с которым она подходит к творчеству. Лиза с детства была очень независимой, очень самостоятельной, самодостаточной. И не было у нее ни тоски, ни скуки. Дети музыкантов вообще особая каста. У них иммунитет к сложным жизненным обстоятельствам, такая своеобразная прививка. У них нет желания забиться под крыло. Они рождаются лидерами.

Мы уже столько времени беседуем с тобой, а кошка всё так же тихо и умиротворенно сидит у тебя на коленях…

На самом деле, Нюха появилась в нашем доме, когда папы не стало. До этого я с бόльшим пиететом относилась к собакам. Но, как говорится, до кошки нужно духовно дорасти. У меня вообще раньше не возникало мысли о домашних животных - мы же всё время в разъездах. А тут как-то всё совпало... Три года назад мы с Лёней попали в автоаварию. Это была середина нашего весеннего гастрольного тура. Раннее утро, на дорогах гололед. При подъезде к городу наш водитель остановился, чтобы уточнить дорогу.

Как только мы тронулись с места, на встречную полосу выскочил белый «Мерседес» - и прямо нам «в лоб». Хорошо, что наша машина не успела набрать скорость, иначе всё могло бы закончиться более чем печально... Водитель и наш директор были пристегнуты и не пострадали. У Лёни был сильный ушиб спины, хотя он видел, что происходит, и успел сгруппироваться. А я сидела за водителем и копошилась в телефоне. При столкновении я очень сильно ударилась головой о впереди стоящее кресло и от неожиданности громко вскрикнула. Когда через паузу я попыталась что-то сказать, выяснилось, что голос мой превратился в сиплый басок. А незадолго до этого эпизода мне позвонил папа из Америки и сообщил, что был у врача и что есть подозрение на онкологию. Я не стала дожидаться окончания тура - петь всё равно не могла. Лёня доработал оставшиеся концерты без меня. И я вылетела к папе в Майами. Про аварию ему говорить не стала, сказала, что у меня вирус.

Как долго ты не могла петь?

Я полгода разговаривала басом.

Врачи обнадежили, что всё будет в порядке?

Врачи посмотрели связки, сказали, что надрывов нет. И я поняла, что мне просто нужно время. Больше к врачам я не обращалась.

Это же какую волю надо иметь! Лёня тебе не говорил, что ты сумасшедшая, почему ты игнорируешь врачей? Все-таки здесь, наверное, нужен был постоянный контроль.

Лёня знает, что я со своими проблемами всегда справляюсь сама. Когда стал возвращаться мой родной голос (а это происходило очень-очень медленно), мне пришлось заново учиться петь. На каком-то этапе я позвонила Хибле Герзмаве и попросила со мной позаниматься. Это было чудовищное испытание. Я не могла дотянуть до конца даже самую простую распевку. Через некоторое время сказала Хибле, что я пас, мне надо остановиться и просто переждать. Было очень страшно, но я не верила, что моя карьера может так нелепо закончиться. Чувствовала, что мне надо просто успокоиться. А вскоре не стало папы... Какое-то время я просто лежала в кровати, глаза в потолок. Лёня стал выступать сольно, часто уезжал на гастроли, и я оставалась дома одна. И тут вдруг я поняла, вернее, не поняла, а почувствовала, что мне нужна кошка. Даже не знаю почему. Я перелопатила кучу литературы и из всех кошек выбрала сингапурскую породу. Это очень тактильные, очень контактные животные. Вот моя... Она команды выполняет, ходит за мной хвостом. Она даже не совсем кошка, это настоящий «котопес».

Кошка энергетически помогла?

Да. Она меня спасла. Ее покой, такая гармония, такое равновесие - всё это как-то постепенно стало приводить меня в чувство.

Какая же ты сильная, Маша.

Этого не отнять. (Смеется. )

Кстати, скажи, обязательно нужен был сценический псевдоним Анжелика?

Этот вопрос можно задать еще нескольким известным певицам, которые в свое время взяли псевдоним. Для меня это была вынужденная мера. Когда я начинала работать, на сцене уже была одна Маша - Маша Распутина. А становиться Машей номер два...

Ну, «номер два» - это вообще не про тебя. В жизни тебя чаще зовут Анжелика или Маша?

И Анжелика, и Маша. Мои личные странички в Instagram и в Facebook зарегистрированы под именем Марии Варум.

А какие у тебя отношения с возрастом - прямые, честные, или ты пытаешься заигрывать с самой собой?

Ну какая женщина прямо ответит тебе на этот вопрос?! (Смеется. ) Знаешь, я очень комфортно чувствую себя в своем возрасте. Мне всё очень нравится. Мне нравится, что я практически всё понимаю про жизнь. В юности меня всегда выводило из состояния равновесия, когда я чего-то недопонимала и мне не хватало интуиции для принятия решения.

Помнишь это ощущение, когда попадаешь в компанию и чувствуешь себя не в своей тарелке? А почему, собственно, это не твоя тарелка и как попасть в свою, ты не знаешь. С возрастом приходит понимание многих вещей. Единственный минус - нужно больше времени для отдыха, чтобы выйти на сцену и сделать э-ге-гей!

Мне кажется, что суетиться - это очень унизительно.

Ну а, например, ссора - это суета?

Нет, ссора - это энергия. Ты никогда не задумывался, почему некоторые бабушки такие сварливые?

Почему?

Потому что им нужно чувствовать себя действующими, живыми. А для того чтобы чувствовать себя живыми, многим нужна энергия конфликта, потому что энергия конфликта - одна из самых мощных.

У меня такое ощущение, что вы с Лёней вообще как два буддиста.

Так и есть! И еще у нас в доме запрещено говорить о профессии и о политике. Это закон.

О чем можно говорить?

А мы не разговариваем практически, мы в том возрасте, когда нам уже есть о чем помолчать. Помнишь, по Пелевину: сплелись хвостами, сели на диван, посмотрели киношку. И очень комфортно. Я не представляю рядом с собой человека, который бы постоянно зудел чего-нибудь на ухо. И Лёня тоже не в претензии на ежеминутное общение. У меня вообще иногда складывается такое ощущение, что мы в каком-то колене родственники. Серьезно. Знаешь, когда я увидела фотографию Лёниной бабушки в молодости (звали ее, кстати, тоже Мария), у меня было ощущение, что смотрю на свое отражение. Даже жутковато стало.

Не случайно многие вас с Леонидом воспринимают как одно целое... На сегодняшний день что у тебя в приоритете?

Сейчас я горю, конечно, проектом с Игорем Крутым. Для меня это новая ступень. Лёня занят в «Голосе». Совместного мы пока ничего не планируем, кроме гастрольных дуэтных туров. Каждому периодически в жизни нужно что-то менять.

То есть новые песни Агутина ты не поешь принципиально?

Никакого принципа в этом нет. Песни должны рождаться, как рождались раньше на протяжении многих лет. А сейчас пауза. И хорошо.

Все-таки ты очень позитивная девушка, Маша!

Позитив, негатив - это в фотографии. Я просто реалист, у меня нет никаких иллюзий ни в отношении мироустройства, ни в отношении человечества. И я хорошо себя чувствую, потому что реалисты могут многое прогнозировать. Но при этом я не перестаю быть романтиком.

Скажи, а почему ты не любишь, чтобы тебе сочувствовали, чтобы тебя жалели? Кажется, для тебя это принципиально.

Почему не люблю? Я люблю, но только когда это делают очень близкие, когда Лёня пожалеет. Вообще, пожалуй, он единственный. А так я сама привыкла быть жилеткой, я всех выслушиваю, всем раздаю советы. Выглядеть слабой? Ну уж нет! Это значит, что где-то что-то упустила, что-то сделала неправильно. А в этом признаваться не хочется.

14 октября 2015

Певица впервые рассказала о том, как переживает смерть отца, ушедшего год назад, о знакомстве с бойфрендом дочери Лизы, а также о том, почему она решила дать первый за 17 лет сольный концерт

Певица впервые рассказала о том, как переживает смерть отца, ушедшего год назад, о знакомстве с бойфрендом дочери Лизы, а также о том, почему она решила дать первый за 17 лет сольный концерт.

— Анжелика, вашему папе в октябре исполнилось бы 66 лет. Как вы отмечали его дни рождения?

— Последние десять лет — так сложились обстоятельства — папа с семьей жил в Америке. Мы с мужем всегда прилетали к дню его рождения в Майами и проводили одну-две недели вместе. Папа был не большой любитель грандиозных торжеств. Мы всегда собирались и продолжаем собираться в этот день за домашним столом, зовем друзей. Эта организованная еще моими бабушкой и дедушкой традиция — все семейные праздники отмечать в периметре своего дома — передалась и мне. А от меня, думаю, перейдет и к нашей дочери. Нет ничего уютнее и теплее домашних застолий.

Анжелика Варум. Фото: Юрий Богомаз

— Юрий Игнатьевич ушел из жизни в прошлом году. Ваш последний разговор — о чем он был?

— Говорили о политике, как обычно. Папа всегда был очень прозорлив: умел прогнозировать события и нечасто ошибался. В последние годы уровень нашего с папой взаимопонимания был настолько высок, что нам не нужно было даже говорить. Мы мыслили одинаково, у нас было похожее отношение к тем или иным событиям и к жизни вообще. Я знаю, что сказал бы папа по тому или иному поводу, и всегда с ним согласна. Мы — одно целое. Я стараюсь философски относиться к факту телесного умирания человека. В остальном мы вместе по сей день. И так будет всегда. Я просто перестала заходить в его комнату, чтобы не натыкаться на пустоту. Для меня папа навсегда остался единственным объективным критиком моего творчества. Поверьте, это бремя, которое нелегко было нести. Папа был очень строгим и бескомпромиссным критиком. Но, как ни странно, именно этого взгляда на мою музыку мне и не хватает. Сейчас большего критика собственного творчества, чем я сама, трудно представить.

— Какие жизненные принципы вам привил отец?

— Папа научил меня в любом конфликте стараться отключать эмоции и личное отношение к происходящему, стараться быть над схваткой. Не требовать от людей того, что они по определению не могут и не обязаны тебе давать. И не испытывать иллюзий.


Слева: На «Новой волне» в Юрмале. 2012 год (фото Максима Никитина). Справа: На гастролях. 2004 год (фото Юрия Богомаза).

«Нашему поколению артистов невероятно повезло»

— В декабре в Москве пройдет ваш первый за 17 лет сольный концерт. Чем был вызван такой перерыв? Почему именно сейчас появилась идея этого проекта?

— Для меня и моих поклонников никакого перерыва не было. Просто последние 17 лет мы гастролировали дуэтом с мужем. Совместный концерт был востребован публикой больше, чем наше сольное творчество, поклонники хотели видеть дуэт. Да и сейчас с этим концертом мы гастролируем по всему миру. Что касается идеи воплотить в жизнь сольный проект… Просто за эти годы у меня накопилось огромное количество музыки, которая в дуэтном концерте органично существовать не может. А песни — они ведь как дети. Они любимые, их нельзя держать взаперти.

— По-вашему, существует ли разница между хитами на нашей эстраде в XX и XXI веке?

— Нет, популярная песня подчинена простейшим законам. В ней должен быть запоминающийся интересный текстовой ход и мелодия, которая попадает прямо в сердце. Спрогнозировать настоящий шлягер нельзя. Можно навязать что-то радио- и телевизионными ротациями, вас начнут узнавать. Но, если вы не попали слушателю в сердце, он никогда не придет на ваш концерт.

— 25 лет назад вы впервые вышли на сцену с песней «Полуночный ковбой» и вскоре стали звездой…

— Я считаю, что нашему поколению артистов невероятно повезло. Мы появились на пике так называемой русской новой волны. Попасть на телевидение благодаря, как это ни парадоксально, смутному времени было гораздо проще, чем через непробиваемые худсоветы 70-х и 80-х годов. Сейчас, на мой взгляд, ситуация ухудшилась — в том смысле, что шквал музыкального материала, качественного и не очень, настолько велик, что слушателю трудно стать поклонником одного-единственного и неповторимого артиста. Максимум, на что у него хватает времени и внимания, — это полюбить песню. Ситуация не самая благоприятная для рождения Звезды. К счастью, из всякого правила есть исключения.

— Селекционировать новые таланты призваны телепроекты вроде «Голоса», членом жюри которого был ваш муж.

— В последний раз в кино меня в прямом смысле слова вытащили Пресняковы (Владимир Пресняков и Наталья Подольская. — Авт.). Было это года два назад. У Вовки иногда проявляется «синдром пионервожатого». В эти, как говорится, непростые для дружбы времена он собирает всех тех, по кому соскучился, и придумывает совместные мероприятия. В моем случае это был стихийный поход в кино на последний сеанс. Смотрели какую-то космическую ерунду, хохотали и ели на ночь запрещенное. Было весело. А так в кино и в театре бываю только по случаю премьер кого-либо из друзей — режиссеров и актеров. Происходит это крайне редко из-за моего плотного рабочего графика. По счастливой случайности недавно попала на премьеру спектакля Константина Райкина «Все оттенки голубого». Мне казалось, что с собственным немалым сценическим опытом заставить меня плакать от истории, разыгранной актерами, просто невозможно. Но Райкину это удалось! Спектакль просто потрясающий!

— А телевизор включаете?

— На него совсем нет времени. Телевидение из моей жизни вытеснили . Их такое количество и они такого хорошего качества, что не смотреть невозможно. Я, например, фанат , но только в переводе «Кураж-Бамбей»! Каждое лето жду начала очередного сезона.

— В вашем графике на эту осень почти нет выходных. Как выдерживаете такой темп?

— Единственное, что восстанавливает силы, — это сон. К счастью, я могу спать в любое время суток, где угодно и в любом положении. Не то чтобы мой организм счастлив от такого компромисса, но это лучше, чем не спать вообще.

— Как выглядит ваше счастье?

— В разное время по-разному. Сию минуту счастье для меня — это моя подушка, книжка и наши коты в ногах. И так бы часов 20. Без суеты.

— Как вы поддерживаете форму? Она — от природы или результат постоянной работы над собой?

— В первую очередь это, конечно, гены. Комплекцией я в маму. На и физические нагрузки, к сожалению, нет времени. В немногочисленные выходные и в отпуске катаюсь на роликах и велосипеде. А когда я в Москве, по вечерам хожу в бассейн. Что касается ограничений в питании, я стараюсь не злоупотреблять сладким, придерживаюсь раздельного питания, не ем консервированные, копченые и маринованные продукты, а также те, что содержат дрожжи. Пью 2,5 — 3 литра воды в день. Все это — основные правила питания по доктору Волкову.

— Какой бы вы хотели видеть свою жизнь через 20 лет?

— Он посвящает мне стихи.


Певица разбирается в сортах винограда и выпустила свою первую коллекцию вин. Фото: Юрий Богомаз

Личное дело

Анжелика ВАРУМ родилась 26 мая 1969 года в городе Львове в семье композитора Юрия Варума и театрального режиссера Галины Шаповаловой. В старших классах ездила на гастроли со школьным театром, исполняя украинские народные песни и аккомпанируя себе на гитаре. В 1990 году состоялся дебют певицы с песней «Полуночный ковбой» в программе «Утренняя звезда». Многократный лауреат премий «Золотой граммофон» и «Овация». Выпустила 13 сольных альбомов. Лауреат театральной премии «Чайка» за главную роль в антрепризном спектакле «Поза эмигранта». На театральную сцену певица выходила с 1997 по 2000 год. Заслуженная артистка РФ. Анжелика Варум вместе с супругом Леонидом Агутиным регулярно гастролирует в России и за границей. Пара воспитывает дочь Елизавету.

Леонид Агутин и Анжелика Варум прошли огонь, воду и медные трубы. Звезд не раз разводили, но, несмотря ни на что, они вместе уже 20 лет. Сегодня, 26 мая, у Леонида будет повод в очередной раз признаться жене в любви – у Анжелики день рождения. Накануне музыкант поделился со «СтарХитом», что до сих пор считает себя недостойным Варум, а также поведал, почему дочери Лизе неинтересно с ним общаться и в какие моменты «чувствует себя бабушкой».

Вечная нежность

Леонид, как вам с Анжеликой удается держаться на плаву столько лет?

Ваш роман развивался загадочно. Почему вы долго не переходили рамки дозволенного?

Наверное, считал, что недостоин. Слишком легкомысленный для нее. И до сих пор так думаю, кстати. Потом мы начали выезжать вместе на концерты. А когда возвращался, чувствовал пустоту. Начинал находить поводы ее увидеть, услышать. Вызывал на встречи, звонил. По сути ухаживал, но не думал, что это по-настоящему. Мы типа общались. У нее был парень, порядочный человек. Я хорошо к нему относился. Не отдавал себе отчета в том, что фактически отбиваю девушку. Вроде бы и не намеревался. Мне ее не хватало как воздуха. А люди ведь находят то, что ищут. Это закон. Как только пустота образуется, она заполняется, хочешь ты или нет.

Свадьба с Анжеликой была не первым вашим браком…

Я прошел и женитьбу, и романы. У меня был большой, опустошающий опыт звездной вседозволенности. И вот познакомился с женщиной, с которой встречи не ждал.

Как вы ее завоевывали?

Уже потом, когда мы были вместе, она призналась, что ждала от меня активных действий, а не походов в бильярдный клуб, где она ничего не понимала, или ресторан, в котором ей не нравилось. Слухи про нас уже распространялись. Но мы притворялись – как будто не вместе. Нас фотографировали, а мы все равно были порознь. И это был не обман журналистов. Только потом я понял, что играть в ту игру было жутко интересно. А когда начали вместе жить, то скрывались ото всех.

«Старперские» представления

Кстати, о детях. Ваша 18-летняя дочь Лиза играет тяжелый рок. Как так получилось?

В ее возрасте я тоже слушал подобную музыку. Тяжелый рок – это как бы круто, своеобразное окружение. Ее парень тоже ортодоксальный рокер – волосатый, ходит в клешах. Я ездил с Лизой на концерты – это страшно! Меня чуть не затоптали. Выходят перед толпой четыре маленькие девочки и поют рок. При этом у Лизы красивый тембр голоса, но когда она кричит, весь окрас пропадает. Сейчас она перешла с гитары на клавиши, начала использовать сложные аккорды, стала петь ближе к Эми Уайнхаус или Адель. Почувствовала, как люди балдеют, когда она исполняет лирику.

В каких вопросах она обращается к вам за советом?

Когда надо купить что-то. На день рождения мы должны были приобрести для нее комбоусилитель для электрогитары. Поехали выбирать. Пытался тыкать в комбик за $700, Marshall, он хороший! Но нет, взяли самый большой Orange за $3500. Еле довезли. Ее друзья выпали в осадок от зависти.

Старшая дочь Полина – от брака с балериной Марией Воробьевой - отличается от Лизы?

Лиза непростая. Она богемно-творческого склада. Фотографирует, снимает мини-фильмы, рисует. У нее особенное видение, гуманитарный ум. Все должно быть талантливо и не попсово. А Поля в этом смысле проще – без творческих закидонов. Играет на гитаре, но без претензий. Основной ее талант – интеллект. Весь ум идет в науку и учебу. Свободно говорит на пяти языках. Переключается за минуту. Сейчас учит японский. Думаю, добьется своего.

Какое у нее образование?

Она учится на юридическом факультете в Сорбонне. Поступала на филологический, но там ей показалось слишком просто. Перепрофилировалась, причем так, что из их потока отобрали только четверых, включая Полю. В общем, она у нас – Софья Ковалевская. Смотрю на обеих и не понимаю: откуда таланты? Почему умные, добрые – ясно. Но почему настолько? От кого это перешло? Загадка...

Они общаются?

Видятся крайне редко. Все-таки Поля живет с мамой и отчимом во Франции, Лиза – с родными Анжелики в США: мы купили квартиру в Майами. А вот заочно девочки общаются постоянно – списываются, разговаривают. Несколько раз летом выбирались все вместе во Францию. Поля организовывала. Это еще один ее талант. В этом году подумываем о поездке в Лондон. Дети мечтают, папа озадачен.

Период взросления у дочек проходит непросто для вас?

Чем дальше, тем тяжелее. Все умные, на эмоциях. Лиза всегда перехитрит нас. Она не особо любит что-то объяснять, просто уворачивается от того, что неудобно. Как и я! Родители иногда раздражают «старперскими» представлениями о жизни. Но я люблю их. Безумно. И ругаю себя потом: «Ну как так? Езжай, побудь с мамой и папой. Они ждут». Так и Лиза: не очень ей интересно общаться со мной, при этом она меня любит. Лучше провела бы время с парнем. Однако папа позвонил – значит, надо встретиться. «Ладно, – наверное, думает она, – посижу с отцом в кафе. Сейчас снова все придется рассказывать, читать стихи». А я чувствую себя бабушкой: «Ну давай, дочь, покажи, что написала». Лиза достает телефон и открывает стихи. Я читаю и восторгаюсь... Жена говорит: «Ты, главное, ее хвали!» А я и так это делаю. Но ведь кто-то и критиковать должен.

Анжелика Варум (настоящее имя Мария) родилась в 1969 г. во Львове (Украина) в семье композитора Юрия Варума. Первый альбом «Good bye, мой мальчик» вышел в 1991 г. Всего выпустила 13 альбомов. Заслуженная артистка РФ. В 1999 г. родила дочь Елизавету.

Глядя на отношения Анжелики Варум и Леонида Агутина , веришь, что и в шоу-бизнесе бывают идеальные семьи. Но, как рассказала певица, она долгое время была... против брака.

«Я не «плюшевая»!»

Во-первых, я правда никогда не хотела замуж, - рассказывает «АиФ» Анжелика Варум. - Во-вторых, была убеждена: ни певец, ни актёр точно никогда не станет моим спутником жизни. В-третьих, никогда не думала о детях. Мне было так интересно в профессии, что она заполняла всё моё время, мысли, все мои переживания. И, когда со мной приключилась любовь в 28 лет, просто не знала, что с этим делать.

Анжелика Варум, 2012 г. Фото: www.russianlook.com

Ольга Шаблинская, «АиФ»: Мне одна известная сваха сказала: сейчас так много разводов, потому что люди создают семью для удовольствия. А отношения - это труд.

- У меня складывается такое впечатление, что меня начинают воспринимать как консультанта по этим вопросам. Уверяю вас, это не так. В моей жизни возникает много проблем, которые решаются не сразу, а с течением времени. Безусловно, семья - это работа, просто для кого-то это любимая работа, а для кого-то - каторга. Самое главное: когда возникают конфликтные ситуации, ты не можешь стукнуть ножкой, ударить кулачком по столу и сказать: «Мне всё надоело, прощай». Нет, ты должна разбирать ситуации, думать над приоритетами. По натуре я очень свободолюбивый человек. «Силовой» метод действует на меня как красная тряпка на быка. Компромисс возможен, только когда понимаешь, зачем он нужен. Если хочешь, чтобы человек был рядом, то учишься подстраиваться под него. И этот процесс должен быть обязательно взаимным.

Иногда надо наступать на горло собственной песне. Кризисы наших отношений не были связаны с определёнными сроками брака. Они возникают стихийно, в связи с какими-то дурацкими обстоятельствами, усталостью, раздражением. Всё, как у всех... Когда нас «накрывает», я замыкаюсь в себе, разбираюсь с ситуацией внутри себя. Очень помогает спорт. И как-то постепенно всё выравнивается и обретает краски. А дальше понимаешь, хочешь ли ты продолжать всю эту историю или нет. И принимаешь решение, так же как и твой партнёр. Мы оба настолько поглощены профессией, что на затяжные, серьёзные семейные кризисы у нас не было ни времени, ни сил, ни энергии..

Кто у нас дома «рулит», спрашиваете? На эту тему есть добрый старый анекдот. Муж ударил по столу кулаком: «Да кто в доме хозяин?!» Жена: «Я, а что случилось?» - «Ничего... Я просто так спросил». Так что кто домом занимается, тот, как вы говорите, и «рулит».

Анжелика Варум, 2007 г. Фото: www.russianlook.com

- И как рулите? Вот вы, например, можете накричать на близких?

- Крик - проявление безысход­ности и боли. Кричать мне приходилось несколько раз в жизни, когда речь шла о здоровье моих близких. Я думаю, нет смысла расшифровывать, все и так поймут, о чём я. Сейчас думаю, это уже в прошлом. Была пара таких звоночков, после которых просто стало страшно.

- Леонид признавался в интервью, что именно вы помогли ему справиться с пристрастием к алко­голю.

- Справедливости ради нужно сказать, что в первую очередь Лёню спасла его профессия, та ответственность, которую он несёт перед своей публикой и поклонниками. Ну а что касается меня, то в критические моменты я, как любая женщина, собиралась. Это мужчины, если случается что-то, сразу теряют сознание. А мы берём себя в руки и решаем вопросы.

- Ну надо же... На сцене вы производите впечатление абсолютно мягкой, просто-таки «плюшевой» женщины, даже немного не от мира сего.

- Этот образ совсем не соответствует дейст­вительности. Я человек, которому очень важно всё держать под контролем. Наверное, это навязчивое желание продиктовано стихийным артистическим образом жизни. Не могу себе позволить быть «плюшевой», как вы выражаетесь. Мне жизненно необходимо, контролировать всё, что вокруг происходит.

«Женщина, кто ты?»

- Вы сказали, что на дочку никогда не кричите... Редкий педаго­гический дар.

- Мы с Лизой настолько на одной волне, что мне не приходится «закручивать гайки». Она из тех мифических детей, которых называют индиго - пишет музыку, стихи, занимается фото­графией, снимает и монтирует видео. Мне очень жаль, что я не в состоянии оценить её писательские способности, потому что не владею английским так хорошо (дочь Варум и Агутина живёт в США. - Ред.). Сейчас ей 14, возраст, прямо скажем, непростой, и в первую очередь на эти «баррикады» брошены бабушка с дедушкой и мой брат. А мы с мужем выступаем в роли аттестационной комиссии, наезжающей периодически с проверками. Такой семейный уклад вряд ли можно назвать классическим, но такова наша жизнь...

Анжелика Варум, 1997 г. Фото: www.russianlook.com

- Говорят: если хочешь остаться для мужа желанной женщиной, он не должен тебя видеть без макияжа, в халате...

- А мой муж обожает, когда я домашняя и уютная. Когда приходится делать макияж, выходя куда-то в свет, он часто шутит: «Женщина, кто ты?» (улыбается). То ли дело дома, на диване - можно расслабиться, сплестись хвостами и смотреть телевизор.

- А как реагируете на все эти публикации: мол, Агутин изменил Варум, и т. п.?

- Я читаю только художест­венную литературу - то, от чего я, знаю заранее, получу удовольствие. Помню, как однажды случайно посмотрела какой-то триллер, где главный отрицательный герой остался безнаказанным, и не спала три ночи. Оно мне надо? Поэтому теперь всё чтиво и кино - только по рекомендации людей, мнению которых доверяю. А на жёлтую прессу у меня нет времени, да и интереса она у меня не вызывает.

- Тогда задам вопрос по-другому. Вы ревнуете Агутина?

- Да. Я вообще ревнивый человек. Но в профессии - почти нет (улыбается). Мне хочется, чтобы мой муж был впереди - уж меня-то точно, а ещё лучше - планеты всей. Потому что он мужчина, а я за ним, за мужем. Для меня это важно. Иначе бы не выходила за него.

Накануне 8 марта известный певец подарил жене новую квартиру, украсил ее цветами и дал интервью HELLO!, в котором признался Анжелике в любви и вспомнил лучшие моменты за прожитые вместе 15 лет.

О первой встрече
Анжелику я первый раз увидел в 1989 году во Дворце спорта "Лужники". Она тогда уже выступала в сборных концертах, а я только пробовал, получил возможность выходить в первом отделении среди известных артистов.
В те годы мы иногда случайно оказывались рядом. Например, на финале "Песни года", когда все артисты поют "гимн" фестиваля, нас ставили рядом или просили вдвоем спеть какие-нибудь две строчки. И я обращал внимание, что окружающим импонирует видеть нас вместе.

О первой совместной работе
Я предложил Анжелике спеть дуэтом, приехал к ним домой поговорить с Юрой, мы записали песню "Королева", песня "пошла", мы стали выступать вместе, ездить на гастроли, и все уже говорили о том, что мы пара, но мы существовали отдельно.
Я как-то вдруг осознал: когда мы возвращались с совместных гастролей - я ни дня не могу без нее, мне очень хочется, чтобы она была рядом. Всегда.

Леонид Агутин и Анжелика Варум на концерте

О свадьбе
Мы почти сразу стали жить вместе, и было совершенно понятно для чего - мы делаем ребенка! И у нас быстро это получилось. Поженились мы только через три года, Лизе тогда было уж два. И я сказал: все! Хочу штамп в паспорте! Мы все равно живем как муж и жена, давай поженимся официально. Важно было запомнить этот момент и лучший способ - снять клип. Анжелика сказала: "Для меня все это не повод, а вот новое красивое платье - это да". "Тогда давай жениться в Венеции!" Она говорит: "Вот это уже что-то, вот это предложение..."

Леонид Агутин и Анжелика Варум
О доверии
Меня растила мама, и иногда поучал по-мужски папа. Мама меня не воспитывала, а просто была рядом всегда, она женщина очень добрая, порядочная, заботливая, образованная, она создала вокруг меня атмосферу любви и доверия. С другой стороны, я рос на улице, у меня были дружбаны-музыканты, и в приятелях ходили всякие хулиганы. И всю жизнь во мне два человека живут, раздвоение личности у меня - один хороший очень, другой хулиган немножко. Не знаю, как мне можно доверять полностью, меня только принимать можно - таким, какой я есть. Я сам себе не доверяю немножко, а жене - да.

Леонид Агутин и Анжелика Варум

О дочери Лизе
Мало того что она внешне на меня похожа, так еще и по характеру абсолютно я. Она утверждает, что играет рок-музыку, а папа попсу делает. И рок жив, а мы этого не понимаем. Узнаю себя в юности, я тогда отвергал всякую попсятину. Лиза увлекается группой Iron Maiden - ею увлекался и я.
В январе мы с Анжеликой были на гастролях в Америке. И Лиза прилетела к нам в Нью-Йорк со своей подружкой, бас-гитаристкой. Они выступили в нашем концерте, спели одну песню. Мы с Анжеликой чуть со страху не померли, стоя за кулисами. В тот день моя мама, Людмила Леонидовна, сказала: "Теперь вы понимаете, каково это переживать за детей? А ты мне всегда одно повторял: "Мам, не волнуйся, все будет нормально".

О родительской заботе
Если с Лизой случается даже мелкая неприятность, Маня начинает носиться кругами... Порой, может быть, ей не хватает хладнокровия, но она очень хорошая мама. Вообще это две разные женщины. Вот эта - в красивом платье на сцене и другая - моя жена. Дома она мгновенно может приготовить ужин на всю семью, она так ловко и быстро все делает и очень вкусно. И с ребенком она необыкновенная. Мы приезжаем в Майами, и все время она посвящает дочке.

Леонид Агутин с дочками и женой

О любви
Настоящая любовь сложна, порой мучительна, ведь неспособность жить без другого человека - это и счастье, и наказание, потому что это - несвобода. Вот мы иногда поругаемся, но даже дверью нормально хлопнуть не можем, потому что знаем - завтра вернемся снова.
Без любви совместная долгая жизнь невозможна, кто бы что ни говорил. Просто любовь эта такая штука, которая, называясь одним и тем же словом, с каждым годом приобретает разные значения.
Нежность, привычка, комфорт, родной секс... Все, из чего состоит жизнь вдвоем, - это и есть любовь. И сейчас любовь для меня все ближе к понятию "судьба".

Читайте также: