С какого возраста можно давать твердую пищу и как научить ребенка ее жевать? Питание от года до трех: трудности перевода на взрослый стол Когда можно давать ребенку взрослую пищу.

Каждая мама хочет, что бы ее малыш рос здоровым и умным. А одним из главных источников хорошего здоровья является правильное питание. Конечно, всем известно, что лучшей едой для новорожденного крохи будет грудное молочко, но как и когда вводить прикорм, что можно ребенку кушать в пол года, а чем можно порадовать маленького гурмана не раньше года, знают далеко не все. Так как же правильно организовать питание малыша?

должно быть только грудное молоко. Никакой водички, детского чая, и других докормов быть не должно. Первые несколько дней после родов у мамы будет только небольшое количество молозива, которое нужно малышу для нормализации работы желудочно-кишечного тракта и для защиты новорожденного то инфекций. В этот период мама должна сконцентрироваться на организации правильного прикладывания малыша, кормлении ребенка по требованию. Чем больше прикладываний - тем больше молока прибывает у мамы. Очень важным в питании малыша в 1-й месяц является кормление грудью ночью.

остается таким же, как и в первый месяц - только грудное молоко. Если вам кажется, что ваш малыш не наедается, что ваше молоко или слишком жирное, или слишком жидкое - проведите тест на мокрые пеленки, что бы развеять все страхи. Маме нельзя экспериментировать со своим питанием - желудок малыша еще не готов к нововведениям в питании на 2-м месяце жизни.

ничем не отличается от питания в предыдущие месяцы. Так же единственной пищей для малыша остается мамино молочко. В этот период у кормящей мамы может случится лактационный криз. Ни в коем случае не переводите ребенка на искусственное или смешанное питание. Почаще прикладывайте малыша к груди и вместе вы справитесь с этой небольшой проблемой. Питание ребенка 3-х месяцев уже можно начинать регулировать по времени - кормить через равные промежутки времени.

можно начинать вводить прикорм, начиная с нескольких капель сока, если ребенок на искусственном или смешанном вскармливании. Не стоит начинать вводить прикорм если малыш себя чувствует, у него есть аллергические реакции, за неделю до или после прививки. Но если же питание ребенка 4-х месяцев состоит только из кормления грудью - с введением прикорма следует повременить.

главным должно оставаться грудное молоко. Но если же по каким-то причинам вы начали вводить ребенку прикорм - делайте это только после консультации педиатра. После постепенного введения соков, в питание ребенка 5-ти месяцев можно добавить соки с мякотью и фруктовое пюре. Внимательно следите за реакцией детского организма на новые продукты и при малейших негативных последствиях отменяйте введение прикорма.

уже нужно вводить прикорм, если нет никаких медицинских противопоказаний. Пищеварительная система малыша уже достаточно окрепла, что бы усваивать не только мамино молочко, но и более твердую и густую пищу. Не смотря на это, главным в питании 6-ти месячного малыша должно оставаться грудное вскармливание. Каждый новый продукт нужно вводить постепенно, через 10 дней после введения предыдущего.

продолжают появляться новые продукты. В частности молочно-крупяные каши. Сначала нужно предлагать малышу однокомпонентные кашки. Так же можно предложить ребенку варенное и измельченное говяжье мясо, кефир, творожок. Грудное вскармливание должно оставаться в питании ребенка 7-ми месяцев хотя бы в двух кормлениях.

все более разнообразное. В этом возрасте ребенку можно предлагать многокомпонентные каши, супы на мясном бульоне. Количество мяса можно постепенно увеличивать. У вашего малыша уже должен быть свой стульчик для кормления и своя собственная посуда. В питании ребенка 8-ми месяцев можно оставить только утреннее и вечернее грудное кормление.

появляется рыбка. Это филе нежирной океанической или речной рыбы. Перед приготовлением тщательно проверьте филе на наличие даже самых маленьких косточек. Они малышу совсем ни к чему. Давайте крохе его собственную ложку, пусть учится кушать сам, не смотря на то, что в этом возрасте у него еще мало что получится. Мамино молочко остается в питании ребенка 9-ти месяцев, хоть и не является основной пищей малыша.

становится разнообразнее за счет новых блюд из уже знакомых продуктов. Из мяса и рыбного филе можно готовить фрикадельки, из творога - запеканку с фруктами. Так же можно вместо молочной каши предложить малышу вермишель или лапшу, сваренную на молоке. Можно предложить ребенку детские консервы. Но ни в коем случае в питании ребенка 10-ти месяцев не должно быть обычных мясных или рыбных консерв.

уже есть блюда из овощей, фруктов, творога, кефира, круп, мяса, рыбного филе, молока, хлеба. По прежнему нельзя кормить малыша всем, что кушают взрослые - желудочно-кишечный тракт ребенка еще недостаточно развит для переваривания такой пищи. Уже должен быть сформирован четкий режим дня вашего крохи. В питании ребенка 11-ти месяцев все еще должно присутствовать грудное молоко.

во многом отличается от того крохи, которого вы впервые взяли на руки в роддоме. Он уже многое умеет, знает. Так же, питание ребенка на 12-м месяце жизни существенно отличается от питания новорожденного. Но родителям не стоит расслабляться и кормить малыша наравне со взрослыми. Некоторые продукты по прежнему могут навредить здоровью ребенка. Питание ребенка на 12-м месяце должно быть полноценным, сбалансированным и здоровым. В этот период можно отлучать малыша от груди, если к этому ответственному шагу готовы и вы и ваш годовасик.

Малышу около полугода. Одного лишь маминого молочка ему уже недостаточно, и самое время начать знакомство со «взрослой» едой. Мнения педиатров по поводу возраста, оптимального для начала прикорма менялись. 20-30 лет назад 3-месячного младенца в обязательном порядке знакомили с яблочным соком и начинали прикармливать манной кашей. Сейчас же специалисты пришли к выводу, что прикорм стоит вводить в возрасте около полугода. До этого времени желудок крохи еще недостаточно подготовлен к твердой пище.

Изменилась и основная схема прикорма. Теперь положено начинать вовсе не с соков. Напротив, из-за содержания агрессивных фруктовых кислот они признаны слишком раздражающими для желудка малыша. Лучший вариант для первого знакомства с твердой пищей - каши. Они должны быть безмолочными из круп, не содержащих глютен. Это гречневая, кукурузная, овсяная, рисовая каша. Глютен не стоит вводить рано из-за возможных аллергических реакций.

По этой же причине стоит повременить и с коровьим молоком. Этот продукт можно попробовать в годовалом возрасте.

А вот овощи, в отличии от фруктов, вводить в полгода можно и даже нужно. Только не все подряд. Остерегайтесь красных и розовых овощей. Помидоры и редис - табу для грудничка. У малыша будут высыпания даже если кормящая грудью мама позволит себе салатик с редиской или стакан томатного сока.

Отдайте предпочтение зеленым дарам грядок. Кабачок, цветная капуста, даже тыква - то, что надо. Кстати, необязательно покупать баночное пюре. Можно нарезать свежие овощи кубиками, и хранить в морозильнике. Доставать понемногу, отваривать, протирать через сито, на мелкой терке, и кормить малыша.

Месяцев в 7 можно вводить фруктовые пюре. Только помните, каждый новый продукт давайте не ранее 3 дней с момента введения предыдущего. В этом случае легко отслеживать реакцию организма малыша на новый продукт.

Через несколько месяцев можно заменить протертые овощи на мелко нарезанные. Постепенно размер кубиков нужно увеличивать.

К году в рационе ребенка уже вполне могут присутствовать отварное или паровое мясо, прокрученное через мясорубку, коровье молоко, все виды круп. Даже помидоры уже не так страшны, хотя меру соблюдать по прежнему следует.

С каждым месяцем родителей все больше занимает вопрос: «Когда малышу можно давать ту же пищу, которую готовите для себя». Здесь все зависит от того, чем родители питаются. Ведь не давать же в 1,5-2 года ребенку жаренную картошку или сосиску с кетчупом.

Если родители готовы перейти на более здоровый рацион, тогда можно смело кормить ребенка своей пищей. По крайней мере в этом возрасте дети обычно самостоятельно кушают отварной картофель - как в виде пюре, так и кусочками - каши с молоком и без. Котлетка или кусочек мяса обычно тоже не составляют особого труда. У многих детишек «на ура» идут разнообразные супчики и борщ.

Все это кушать можно. Главное, чтобы в меню ребенка не было жаренных блюд. Конечно, можно слегка обжарить котлету, но все равно потушить ее с водой или приготовить в пароварке. Даже овощи для супа и борща лучше не обжаривать.

То же касается и приправ. Немного присолить, поперчить и добавить традиционный лавровый лист не повредит никому. Но о смешанных приправах, в большинстве которых содержится глутамат натрия, лучше забыть. Не подходите и к разноцветным газированным напиткам - они и взрослым-то пользы не принесут, не говоря уж о детишках. Лучше сварите натуральный компот.

Блюда запеченные в духовке ребенку давать можно - они считаются диетическими. Иногда можно даже побаловать чадо блинчиком.

Что касается сладостей, то не стоит идти на поводу у ребенка и покупать ему леденцы на палочке, жвачки, колу. Шоколад особой пользы малышу тоже не принесет, но иногда можно побаловать конфеткой. И не давайте деткам колбасу. Ведь мы не знаем что на самом деле в ней содержится. Лучше кусочек натурального мяса или рыбы отварить.

В первые месяцы жизни малыш получает грудное молоко (или его заменители), а вместе с ним и все необходимые питательные вещества. В этот период у детей выражены так называемые врожденные (безусловные) рефлексы, прежде всего - сосательный, а также защитный рефлекс «выталкивания»: при попадании в рот малыша твердых или крупных частичек пищи, ребенок автоматически выталкивает инородные предметы языком, чтобы не подавиться. К тому же, достаточно развит рвотный рефлекс (его вызывает раздражение спинки или корня языка, например, ложкой). В возрасте от 4 до 6 месяцев эти рефлексы ослабевают, что и служит поводом для введения в детский рацион прикормов и началу постепенного перехода от жидкой пище к твердой, от процесса сосания - к процессу жевания. Теперь становиться понятно, почему попытки родителей раннего (до 3-4 месяцев) начало кормления своего чада с ложечки вызывают «протесты», малыш выталкивает ложку, выплевывает пищу, а порой может возникнуть и рвота. Итак, после 4-6 месяцев карапуз способен употреблять с ложечки пюреобразную пищу, а вот пищу, содержащую даже небольшие комочки, рекомендуется вводить в детский рацион в период активного прорезывания зубов (как правило, с 6-7 месяцев и не ранее). Именно это время считается самым благоприятным для того, чтобы приучить ребенка к более твердой пищи – кроха рефлекторно тянет в рот твердые предметы для того, чтобы «почесать» десны. Разрешающим «сигналом» для перехода от пюре к пище с комочками, могут также служить изменения в поведении малыша – если он начинает активно интересоваться едой в своей и вашей тарелке, «попрошайничает» вашу еду, засовывает в рот и покусывает ложку, широко открывает рот при кормлении, не сосет пищу с ложки, а снимает верхней губой и старается жевать. Принцип соответствия размеров кусочков пищи возрастным категориям строго соблюдается в промышленном производстве консервов для детского питания . Так овощные пюре по степени измельчения делятся на гомогенизированные (для детей с 4-4,5 месяцев) и протертые (для детей старше 6 месяцев). Мясные пюре подразделяются на гомогенизированные (размер частиц до 0,3 мм; предназначены для детей с 6-7 месяцев), пюреобразные (размер частиц до 1,5 мм; подходят детям с 7-8 месяцев), крупноизмельченные (размер частиц до 3 мм; предназначены для детей с 9-12 месяцев). Степень измельчения рыборастительных пюре : пюреобразные (размер частиц до 2,5 мм; для детей старше 8-9 месяцев) и крупноизмельченные (размер частиц до 4 мм); для детей с 11-12 месяцев. Употреблять твердую пищу, продукты кусочками (например, мясо или рыбу) малыш сможет тогда, когда у него будет достаточное количество зубов, как правило, в 12 месяцев и старше. Окончательное прорезывание молочных зубов происходит к 2 годам.
Для приготовлений детских блюд в домашних условиях старайтесь придерживаться следующих рекомендаций. Для получения гомогенизированного пюре, отварные овощи, мясо пропускают дважды через мясорубку, затем после добавления овощного отвара или молока взбивают в блендере. После чего получается гомогенная масса. Протертые овощи готовят путем отваривания с дальнейшим протиранием на мелкой терке или однократного пропускания через мясорубку, затем добавляют овощной отвар и перемешивают до получения пюре. Для получения пюре с кусочками (до 1,5 мм), мясо достаточно пропустить через мясорубку однократно, но затем перемешать блендером, а для получения более крупных частиц достаточно размешать прокрученное в мясорубке мясо вилкой или венчиком. Крупноизмельченное пюре можно получить путем разделения мяса или рыбы на волокна (расщепить вручную или раздавить ложкой, а в дальнейшем мелко нарезать поперек волокон. Затем добавить овощной отвар или кипяченое молоко (смесь), а для получения мясо- рыборастительного пюре добавить протертые овощи, и размешать на небольшой скорости миксером.

По каким причинам ребенок может отказываться от твердой пищи, пищи с комочками?

Исходя из вышесказанного – это несоответствие размеров кусочков пищи возрасту ребенка . Скорее всего, ваша попытка раннего введения (до 5-6 месяцев) пищи с комочками будет неудачна, так как в этом возрасте у детей еще не угас сосательный рефлекс, и автоматически срабатывают защитные рефлексы. Ребенок еще не способен снять еду с ложки, не то что жевать. Если же малыш достиг 6 месячного возраста, у него прорезываются зубки, он проявляет интерес к пище, к посуде, а кормление пищей с комочками сопровождается отказом, ее выталкиванием изо рта, не отчаивайтесь – изо дня в день повторяйте свои попытки. Не каждое новое блюдо (например, овощное пюре) нравиться детям, и для того чтобы наконец-то его ввести в рацион требуется предпринять много попыток. Отнеситесь к этому с терпением – ребенку нужно время, чтобы привыкнуть к новым ощущениям. Ни в коем случае не предпринимайте насильных действий, не заставляйте малыша есть через силу – это не приведет ни к чему хорошему, у ребенка только закрепится негативное отношение к новой консистенции продукта и к приему пищи в целом. Многие детские психологи предлагают вариант «собственного примера»: перед тем как начать кормить ребенка сами съешьте первую ложку из его тарелки, всячески изображая удовольствие, показывая, как это вкусно. Все движения делайте медленно и выразительно, чтобы ребенок успел рассмотреть. Ребенок может отказываться от кормления твердой пищей с ложечки, если это действие у него связано с неприятными ассоциациями, например, вы даете лекарства из этой же посуды. Поэтому постарайтесь давать лекарства, осуществлять малоприятные манипуляции (рассматривать зубки и прочее) другими предметами. Отказ от твердой пищи, и рвотный рефлекс может вызвать неправильная техника кормления, а также неподходящий размер ложки для крохи. Глубокое введение ложки в рот, ее большой объем могут привести к раздражению корня языка, что непременно вызовет рвотный рефлекс. Эти ощущения крайне неприятны не только для детей, но и для взрослых. Не допускайте «закрепления» рвотного рефлекса и негативных ассоциаций у малыша, соблюдая правильную технику кормления: ложка должна касаться кончика языка или его середины. Проследите за тем, чтобы ложка, которой вы кормите ребенка , была небольших размеров по длине, ширине и глубине (объем - 2,3-3 мл). Негативное отношение ребенка к твердой пище может быть вызвано тем, что вы слишком быстро вводите новые продукты, стремительно увеличивая объем твердых частичек. Не торопитесь, старайтесь придерживаться врачебных рекомендаций по срокам введения, объемам и консистенции пищи. К моменту введения твердой пищи в рацион, у ребенка уже появились свои вкусовые пристрастия, начните введение мелких частичек того продукта, который ему нравится, обращая внимание на самочувствие крохи и индивидуальную переносимость продуктов. Помните, что ваш малыш – личность, не терпящая насилия, и что для знакомства с новым, ему нужно время. И пожалуй, самая серьезная причина по которой ребенок отказывается от твердой пищи – это плохое самочувствие или наличие медицинских проблем. Если все ваши попытки введения более твердой пищи в рацион питания ребенка были правильными, но не увенчались успехом и малыш по-прежнему отказывается от «новой» еды, возможно, его необходимо проконсультировать у специалистов (невролога, гастроэнтеролога) для исключения патологии, мешающей принимать твердую пищу. Возможно, ребенку понадобятся лечение и наблюдение врача. Если же ваш ребенок полностью здоров, но все-таки продолжает капризничать – отнеситесь с терпением к особенностям его характера. У вас все получится!

Период прикорма – это переходный этап от чисто молочного питания к «взрослой» пище. Для формирования навыков здорового питания и обеспечения хорошего пищеварения у малыша в будущем необходимо, чтобы консистенция пищи в этот период соответствовала развитию его жевательного аппарата и зрелости пищеварительной системы . Как правильно перевести ребенка на общий стол? Нужно ли торопиться и можно ли опоздать с введением твердой пищи? И как понять, что малыш готов к переходу на новый вид питания?

В первые месяцы после рождения ребенок в качестве питания получает только грудное молоко или адаптированную смесь. Органы и системы малыша еще настолько незрелы, что не готовы принять и усвоить другую пищу. Кроме того, в этот период у младенцев очень выражены врожденные рефлексы – сосательный и защитный рефлекс «выталкивания ложки», при котором язык автоматически выталкивает изо рта все посторонние предметы, в том числе и кусочки пищи. По мере роста и развития ребенка функциональная активность пищеварительной, мочевыделительной, нервной, иммунной и других систем маленького организма возрастает, ребенок начинает активно двигаться и чисто молочное питание уже не может обеспечить его потребности в питательных веществах и энергии. Примерно к 4-6 месяцам жизни малыша возникает необходимость в дополнительных продуктах питания с большей плотностью и пищевой ценностью. Начинается важный этап в жизни крохи, конечной целью которого является перевод его на «взрослую» пищу с общего стола.

Нужная консистенция.

Жуй, глотай.

Введение твердой пищи обусловлено не только удовлетворением возрастающих потребностей ребенка в питательных веществах и калориях. При постепенном переходе на более густую и плотную пищу, происходит «тренировка» и дальнейшее развитие пищеварительной системы малыша, его жевательного аппарата, стимуляция моторной функции кишечника, формируются вкусовые предпочтения и привычки. В этот период кроха должен освоить важные навыки: кусания, жевания, продвижения и глотания плотного пищевого комка.

Примерно к 6 месяцам развитие нервной системы малыша позволяет ему координировать движения языка с глотательными движениями, чтобы проглотить твердый кусочек. В течение нескольких последующих месяцев этот навык совершенствуется, что возможно только при проглатывании твердых кусочков разной степени измельченности. Хотя жевательные поверхности челюстей еще беззубы, малыш учится совершать жевательные движения, размельчая и перемешивая пищу при помощи языка и десен. Если обучение этим навыкам не происходит своевременно (в промежутке между 6 и 10 месяцем), в дальнейшем при попытке ввести более плотную по консистенции пищу, ребенок может начать давиться предложенной едой, вплоть до возникновения рвоты и надолго отказаться от пережевывания и глотания твердой пищи. Как следствие, у малыша может сформироваться приверженность к жидкому и пюреобразному питанию и привередливость в еде. Отсутствие умения хорошо пережевывать пищу может также привести к появлению проблем с пищеварением в будущем. Кроме того, несвоевременное приобретение навыка жевания приводит к слабости речевого аппарата и тормозит развитие речи ребенка. Логопеды утверждают, что люди, разговаривающие с «кашей во рту» в свое время не научились правильно жевать. Вот почему очень важно, чтобы по мере физиологического созревания органов и систем маленького организма постепенно изменялась структура и консистенция пищи.

Консистенция продуктов и блюд для ребенка может быть жидкой, полужидкой, вязкой, густой и твердой, и по мере роста малыша должна меняться от однородной жидкой до густой и твердой. Изменяться также должна и структура пищи от гомогенной до пюреобразной, протертой, а затем мелко-, средне- и крупноизмельченной.

Обучение потреблению более густой и плотной пищи можно условно разделить на несколько этапов (по зарубежной терминологии ступеней или стадий) в зависимости от возраста и степени зрелости ребенка.

1 этап — 4-6 месяцев.

Современные научные исследования и накопленный практический опыт позволяют сделать вывод, что физиологическая готовность к приему пищи иной, чем материнское молоко (адаптированная смесь), появляется примерно в возрасте от 4 до 6 месяцев. Только к 4 месяцам пищеварительный тракт ребенка становится более зрелым, возрастает активность ряда пищеварительных ферментов, формируется достаточный уровень местного иммунитета. Развитие нервной системы обеспечивает малышу возможность продвигать и проглатывать более густые виды пищи, угасает рефлекс «выталкивания», появляется готовность к жеванию, формируется эмоциональная реакция на чувство голода и насыщения (целенаправленные движения головой и руками, показывающие отношения ребенка к приему пищи). Попытки родителей накормить малыша из ложки до 4 месяцев необоснованны и нежелательны, они могут приводить к нарушениям пищеварения (срыгиванию, рвоте, разжижению и учащению стула или, наоборот, к запорам), развитию пищевой аллергии и даже попаданию частичек пищи в дыхательные пути. Такие попытки чаще всего вызывают протест со стороны крохи, он выплевывает пищу, давится ей, отталкивает ложку. Кроме того, раннее введение прикорма может уменьшить количество молока у кормящей мамы, вследствие снижения частоты и активности сосания маминой груди.

Оптимальные сроки введения прикорма точно не определены и варьируют в диапазоне от 4 до 6 месяцев. Эксперты Всемирной Организации Здравоохранения (ВОЗ) рекомендуют начинать впервые знакомить ребенка с новым видом питания только с шестимесячного возраста, при условии, что он находится исключительно на грудном вскармливании. В этом возрасте у крохи обычно появляются первые зубки, ребенок начинает сидеть, интересоваться содержимым тарелок других членов семьи, а его органы и системы «дозревают» для того, чтобы принять и усвоить новую пищу. Отечественные педиатры чаще всего советуют вводить прикорм грудничкам в 5 — 5,5 месяцев, а малышам «искусственникам» чуть раньше с 4,5 — 5 месяцев. Фактически этот срок определяется индивидуально, учитывая особенности развития каждого малыша, совместно с наблюдающим кроху врачом-педиатром.

Блюда, с которых начинается знакомство малыша с новой пищей должны иметь гомогенную (однородную, без комочков) полужидкую консистенцию, чтобы не вызвать затруднений при глотании. В соответствии с последними рекомендациями по организации прикорма, первыми в рацион крохи вводятся однокомпонентное овощное пюре из зеленых или белых овощей (кабачка, брокколи, цветной капусты) и затем молочная каша из безглютеновых злаков (риса, гречи, кукурузы). Для получения гомогенной консистенции овощного пюре в домашних условиях, овощи отваривают в воде или на пару и затем измельчают в блендере на высокой скорости с добавлением небольшого количества овощного отвара или дважды пропускают через мелкое сито. Можно также использовать «баночные» пюре промышленного производства со степенью измельчения соответствующей данному возрасту. При введении прикорма в виде каши, удобнее всего использовать готовые детские каши промышленного выпуска, которые просто растворяют в воде, грудном молоке или детской смеси. Для приготовления домашних каш, крупу перемалывают в кофемолке до состояния муки и отваривают на воде с добавлением грудного молока (адаптированной смеси) или предварительно разваренную цельную крупу измельчают в блендере до однородной консистенции (можно протереть через сито). Вначале готовят 5 % полугустую кашу (примерно 5 г крупы на 100 мл жидкости), затем через 2-4 недели переходят на более густую 10% кашу (примерно 10 г крупы на 100 мл жидкости).

2 этап – 7-9 месяцев

В этот период малыш начинает активно интересоваться едой, охотно открывает рот при кормлении, умеет снимать пищу с ложки верхней губой и учится жевать. Кроме того, это время активного прорезывания зубов и карапуз тянет в рот все предметы, попадающие ему в ручки, чтобы почесать набухшие десны. А значит, пора предлагать маленькому едоку пищу более густой пюреобразной консистенции, постепенно вводя в рацион крохи блюда с мелкими мягкими не волокнистыми кусочками (не более 2 — 3 мм). Овощи для малыша можно измельчать в блендере на низкой скорости, или один раз пропускать через сито. С 8-9 месяцев в дневной рацион ребенка можно включать в небольших количествах протертые овощные супы. Каши готовятся более густые из среднеизмельченной крупы. С 7 месяцев в ежедневный рацион ребенка вводят мясо. Начинать знакомство с этим продуктом лучше в виде гомогенизированного пюре, для этого отварное мясо дважды пропускают через мясорубку, а затем взбивают в блендере с небольшим количеством овощного отвара или пропускают через сито. После того как данная консистенция будет малышом успешна освоена, примерно к 9 месяцам можно переходить на меньшую степень измельчения пюре с небольшими кусочками (не более 2-3 мм), для этого достаточно дважды пропустить отварное мясо через мясорубку или измельчить в блендере до нужного состояния. Рекомендуется также использовать овощные и мясные консервы промышленного производства с маркировкой соответствующей данному возрасту, так как для них строго соблюдается принцип соответствия степени измельчения продуктов возрасту ребенка (при этом необходимо знать, что на этикетке «баночного» питания указывается минимальный возраст, с которого можно вводить данный продукт).

Примерно к 7 месяцам ребенок осваивает навык «ладонного захвата» и способен удерживать твердую пищу в руке. Начиная с этого возраста, можно давать малышу «помусолить» специальное детское печенье, сухарик белого хлеба или сушку без добавок. С 8 месяцев разрешается давать пшеничный хлеб. Эти продукты производятся из пшеничной муки высших сортов, имеют низкую пищевую ценность и высокую калорийность, поэтому даются ребенку в ограниченном количестве, не более 15 г в день (один сухарик или печенье), только для развития навыка жевания (в связи с этим размачивать их в молоке нецелесообразно, гораздо полезнее в этом случае предложить малышу кашу).

3 этап – 10 — 12 месяцев.

К этому возрасту у ребенка обычно уже прорезалось от 6 до 8 зубов, он уже отлично освоил навык кусания, учится жевать все более крупные кусочки еды и делает первые попытки взять в руку ложку. В этот период пища малыша должна становиться более плотной, при этом продукты не протираются, а измельчаются с постепенным увеличением размеров кусочков до 3-5 мм. Овощи и фрукты ребенку можно давать натертыми на мелкой терке или просто хорошо размятыми вилкой. Мясо с 10-11 месяцев можно давать в виде фрикаделек, а ближе к году в виде паровых котлет и суфле. Крупу для каш можно варить не измельчая, при этом каши готовятся разваренными.

Малыш в возрасте 10-12 месяцев уже умеет брать пальчиками и удерживать мелкие предметы (навык «пинцетного захвата») и ему можно смело предлагать на тарелочке небольшие ломтики отварных овощей, спелой груши, банана или печеного яблока, отварные макаронные изделия, маленькие кусочки хлеба, которые он самостоятельно может взять рукой и положить себе в рот. Такое «кусочничество» не только совершенствует навык жевания, но и очень хорошо развивает мелкую моторику, при этом обучая ребенка навыкам самостоятельного приема пищи. Не следует класть на тарелку много пищи, иначе малыш будет пытаться запихнуть в рот как можно больше, и может подавиться.

4 этап – старше 12 месяцев.

После года у ребенка начинают прорезываться коренные (жевательные) зубы. К этому времени малыш уже должен хорошо освоить навык жевания, хотя полноценно пережевывать твердую пищу кроха сможет только к 1,5 – 2 годам, когда у него во рту можно будет насчитать 16 и более зубов. Основу рациона ребенка на втором году жизни должна составлять твердая пища, требующая жевания, которая постепенно становится все более плотной и менее измельченной. С учетом развития жевательного аппарата, к 1,5 — 2 годам в меню крохи должны появиться салаты из свежих овощей и фруктов, натертых на крупной терке или нашинкованных мелкими кусочками, овощные и мясные рагу, овощные и крупяные запеканки, мясные и рыбные котлеты, биточки, тефтели и т.п. Таким образом, при постепенном расширении состава и вида предлагаемых блюд, ребенок полностью адаптируется к «взрослой» пище, и к 3 годам его вполне можно переводить на общий стол.

Питание для новорожденного – это нечто больше, чем просто прием пищи. В момент происходит тесный психоэмоциональный контакт матери и малыша.

В общем случае процесс вскармливания:

  • обеспечивает ;
  • способствует ;
  • насыщает организм необходимой энергией для функционирования организма и физических действий;
  • еда для малыша является источником для регенерации и восстановления всех тканевых систем;
  • обеспечивает поступление компонентов, которые стимулируют выработку гормонов, антител и других веществ, необходимых для формирования защитных функций организма.

Грудное вскармливание

Грудное вскармливание предусматривает питание малыша до начала исключительно материнским молоком.

важно Разумеется, что для новорожденного грудное молоко в разы лучше любого другого вида пищи.

  • молоко каждой женщины имеет свой особый состав , но, в то же время, в нем присутствуют около 300 изученных на данный момент компонентов, которые питают организм малыша, способствуют созданию иммунитета и защищают организм. Их нет в молоке коровы, и даже современные технологии пока не способны воссоздать все то, что есть в материнском молоке;
  • грудного молока всегда поступает именно столько, сколько нужно ребенку, оно идеальной температуры, всегда свежее и стерильное ;
  • статистика показывает, что дети, выросшие на грудном вскармливании, намного реже болеют , имеют сильную иммунную систему и более высокий уровень интеллекта;
  • процесс кормления способствует формированию правильного прикуса , что в дальнейшем уменьшает риск появления ;
  • у таких деток отмечается большая психоэмоциональная устойчивость и меньший уровень асоциальных поступков;
  • молоко обладает противомикробными свойствами ;
  • среди случаев появления синдрома внезапной детской смерти значительно меньше деток, которых кормили грудью;
  • компоненты в грудном молоке стимулируют развитие тех частей мозга, что отвечают и .

дополнительно Следует отметить, что процесс грудного вскармливания приносит пользу не только малышу, но и матери.

  • Прикладывание малыша способствует скорейшему восстановлению организма , инволюции матки , уменьшает послеродовое кровотечение и препятствует развитию анемии.
  • Отмечается более быстрое восстановление фигуры .
  • В разы снижается риск заболеть раком груди, яичников или остеопорозом.

С прагматичной точки зрения грудное молоко также имеет ряд преимуществ:

  • оно бесплатно ;
  • оно всегда в готовом состоянии , вам не потребуется, допустим, ночью бежать на кухню для приготовления пищи своему малышу;
  • оно не имеет срока годности и всегда готово к употреблению . Даже если мама не кормила малыша пару дней – оно не испортится.

Распространено мнение, что кормить грудью больше года не только бессмысленно, но и вредно, так как малыш слишком привяжется к маме и будет не самостоятелен. Это неправда.

информация Продолжительность грудного вскармливания должна определять исключительно мама, исходя из потребностей своего малыша и собственного самочувствия.

Искусственное вскармливание

Безусловно, грудное молоко в любом случае лучше искусственных смесей. Но довольно часто происходит так, что становится невозможным по тем или иным причинам:

  • заболевания у деток, при которых нарушен сосательный рефлекс;
  • болезни мамы, делающие процесс кормления невозможным;
  • необходимость отлучаться от ребенка на длительное время;
  • преждевременное ;
  • непереносимость малышом материнского молока.

В таком случае приходится применять . Оно хоть не такое совершенное, как грудное, но также имеет ряд преимуществ :

  • смесь помогает заменить проблемное кормление грудью и в некоторых моментах упростить жизнь маме;
  • современные производители выпускают массу разновидностей смесей, адаптированных под те или иные особые потребности ребенка;
  • у искусственников отмечается большая продолжительность сна;
  • применяя смесь, вы точно знаете, сколько съел малыш и хватило ли ему порции;
  • дополнительно Мать может не ограничивать себя в еде, боясь, что лишний кусочек какого-либо продукта может ;

  • при необходимости женщина может спокойно оставить ребенка на некоторое время;
  • не возникает проблемы , которое множество детей переносят довольно тяжело в психологическом плане.

Существует и ряд недостатков :

  • бывает, что подобрать подходящую смесь не удается с первого, а иногда и со второго раза. Получается, что приходится экспериментировать над своим малышом;
  • приготовление смеси требует времени . Также добавляются хлопоты со стерилизацией бутылочек, охлаждением готовой смеси и т.д., особенно остро данный недостаток чувствуется ночью;
  • существует риск перекормить малыша;
  • хорошие смеси стоят довольно дорого , что может ударить по семейному бюджету.

Смешанное вскармливание

В ряде случаев приходится прибегать к :

  • резус-конфликт у малыша и матери;
  • роды путем кесарева сечения ;
  • тяжелые роды для матери, сопровождавшиеся сильной потерей крови;
  • недостаток материнского молока;
  • вынужденная разлука матери и ребенка.

Плюсы смешанного типа вскармливания:

важно Не существует идеального момента для введения прикорма. Нужно просто следить за поведением малыша и его интересом к взрослой пище, сигнализирующим о готовности ребенка к введению новой еды.

При введении прикорма нужно соблюдать правильную дозировку порций, нужный график введения новых продуктов, а также тщательно подбирать то, с чем вы собираетесь знакомить малыша. Практически все врачи в качестве первого прикорма советуют вводить овощные пюре из неярких сортов овощей. После привыкания к этому следует начать кушать однокомпонентные каши, далее можно приступать к употреблению фруктов.

Существует множество , которые помогут разобраться родителям с правильным выбором продуктов и дозировкой прикорма для малыша.

Читайте также: