Когда в семье родился второй ребенок — первого никто не отменял. Учим детей жить дружно: что делать, если в семье появился второй ребенок Если в семье появился

Появление в семье второго ребенка является громадным стрессом для старшего, еще совсем недавно единственного ребенка. Ревность по отношению к малышу – совершенно естественное явление. Чтобы помочь старшему ребенку справиться с возникшей проблемой, родителям необходимо соблюдать правила поведения, в основе которых лежат равноправие и безопасность.

Что не рекомендуется делать по отношению к старшему с появлением младшего ребенка

По мнению психологов, если в семье появился или еще только появится второй малыш, нельзя делать следующее:

Нельзя спрашивать у старшего ребенка, кого он хочет – братика или сестричку. У малыша появится иллюзия, что он сам может решить, будет ли в семье пополнение. Если он прямо заявит, что ему никто не нужен, то его очень обидит, что родители его «не послушались». Поэтому просто поставьте малыша в известность, что скоро в вашей семье появится еще один человек.

Не увозите старшего ребенка из дома при появлении младшего, даже к его любимым бабушкам и дедушкам. Он может воспринять это как предательство.

То, что в доме появился малыш, вызывает у старшего ребенка естественное любопытство. Не нужно отгонять его, даже если он немного мешает. Просто чаще объясняйте ему особенности малышей и то, как и почему за ними нужно ухаживать. Обязательно расскажите ребенку, что когда-то и он был таким же беззащитным, и вы столь же бережно за ним ухаживали. Покажите ему младенческие фотографии и видео.

Не нужно заявлять ребенку, что он «взрослый», «мамин помощник», он «должен помогать», так как в семье появился малыш, о котором нужно заботиться. Ведь появление второго ребенка – это ваш выбор, а не вашего старшего ребенка, и вы не вправе требовать от него помощи.

Не нужно превращать старшего ребенка в няню для младшего. Воспитание – это обязанность родителей. Вы можете попросить у него помощи, но только попросить, а ни в коем случае не приказать.

Проследите за тем, чтобы старший ребенок не забывал о своих интересах, когда будет проявлять заботу о младшем, даже если это его собственное желание. Вполне возможно, что он так пытается заслужить вашу любовь и внимание.

Не разговаривайте по душам со старшим ребенком, когда кормите младшего. Он должен понимать в такой момент, что ваше внимание сосредоточено именно на нем.

Когда малыш подрастет, вы должны позаботиться о том, чтобы он не покушался на личное пространство старшего ребенка, иначе конфликтов между детьми не избежать.

Не нужно ждать от детей того, чтобы они были неразлучными друзьями, разделяли интересы друг друга.

Если дети ссорятся, не вмешивайтесь, пока они сами об этом не попросят, как бы вам не хотелось уладить проблему самой. Они должны научиться находить компромиссы и отстаивать свою точку зрения.

Как сблизить детей

Существуют определенные подходы, с помощью которых можно создать максимально тесную связь между детьми, не ущемляя при этом в правах старшего ребенка.

Не забывайте создавать условия для полноценного развития старшего ребенка. Нельзя занижать его уровень ради комфорта младшего.

Вы должны постараться ежедневно уделять по 15 минут времени каждому из детей.

Предоставляйте возможность старшему ребенку проводить время со сверстниками.

Не забывайте восхищаться достижениями старшего ребенка.

Всегда руководствуйтесь в воспитании детей такими ценностями, как уважение и равноправие. Не забывайте, что у каждого из них свои потребности и желания, и оба они хотят чувствовать себя любимыми вами!

Чем больше в семье детей, тем она счастливее. Обычно дети с нетерпением ждут, когда появится младший брат или сестра, и очень радуются их рождению. Но по мере взросления малыша у старшего развивается чувство ревности. Советы о том, как сохранить психологический комфорт в семье и распределить внимание между двумя детьми, даёт детский психолог, гештальт-терапевт Валентина Ермакова.

Ревность - не порок

Ревность старшего ребёнка – основная проблема, с которой сталкиваются родители, когда в семье появляется второй ребёнок. Чаще всего это связано со страхом старшего ребёнка потерять любовь мамы и папы. Поэтому родителям стоит научиться быть более чуткими к первенцу, чтобы он не чувствовал себя одиноким и обделённым. Иначе семье придётся мириться с негативным отношением старшего ребёнка к младшему и постоянными истериками.

Самое сложное время для родителей – это первые полгода после рождения младшего ребёнка. Именно в этот период старшие дети особенно остро проявляют свою ревность. Постарайтесь понять их и ни в коем случае не наказывайте. Ревность — это нормальное, закономерное чувство.

При выстраивании взаимоотношений в семье, где появился второй ребёнок, необходимо учитывать возраст и пол детей. Если девочки с радостью готовы помочь маме в уходе за новорождённым и согласны взять на себя некоторые домашние обязанности, то мальчики наоборот – они очень ревнивые, и их чувства сложнее сгладить. Сильнее всего ревность проявляется между однополыми детьми, и при разнице в возрасте от 3 до 5 лет.

Идеальный возраст

При любой разнице в возрасте всегда есть свои плюсы и минусы. Дети-погодки будут играть, развиваться и познавать мир вместе. И никакой ревности при этом у первенца не будет, потому что такого чувства к двум годам он ещё не знает. Минус в том, что дети будут требовать от родителей одинакового количества внимания. А маме порой бывает очень сложно «разорваться» между двумя малышами.

Разница в 3–4 года хороша тем, что у малышей будут общие игрушки, в школе они будут учиться вместе, помогая друг другу. Но родителям стоит приготовиться к тому, что первого ребёнка в возрасте 3–4 лет настигнет кризис «Я сам!», который сопровождается постоянными капризами. В этом случае маме с папой необходимо окружить вниманием старшего малыша и сделать все, чтобы он чувствовал свою защищенность.

Оптимальная разница между первым и вторым ребёнком - 5–8 лет. Во-первых, старший уже будет «пристроен» в детском саду или школе, а значит, времени на младшего у мамы станет больше. К тому же дети постарше гораздо легче переживают появление малыша, потому что сфера их интересов становится гораздо шире – это и учёба, и кружки, и увлечения. Во-вторых, если старший ребёнок не ревнив, то он с радостью примет младшего и станет для него добрым наставником, проводником в жизнь.

Большая разница между детьми (9–15 лет) чревата тем, что старший ребёнок может остаться без внимания («Он же уже взрослый!»). Такого допускать ни в коем случае нельзя, потому что первый ребёнок как раз достигнет переходного возраста, когда поддержка родителей, их совет и понимание просто необходимы. При отсутствии необходимого внимания ребёнок может впасть в затяжную депрессию, и справиться с ней будет уже сложнее.

В любом случае, независимо от разницы в возрасте, старшего ребёнка лучше подготовить к рождению младшего – объяснить процесс появления на свет, рассказать о том, как весело детям будет вместе и с какими сложностями может столкнуться каждый из членов семьи.

Маленькие хитрости

Существует несколько способов справиться с проявлениями детской ревности в конкретных ситуациях, рассмотрим некоторые из них:

- Старший ребёнок требует, чтобы новорождённого вернули в роддом

В этой ситуации ни в коем случае нельзя повышать голос и приводить «слабые» аргументы наподобие: «Он останется тут и всё!», «Ты ничего не понимаешь, это же твой брат!» Попробуйте переубедить его: «Иметь младшего брата или сестру – это здорово, потому что вы всегда сможете играть вместе».

- Старший ребёнок не уступает младшему свою детскую кроватку

Скажите ему, что он стал взрослым, а это значит, что он может спать в такой же кровати, как мама с папой. Подарите ему новую «взрослую» кровать за несколько месяцев до рождения второго ребёнка.

- Старший ребёнок обижается на то, что мама не кормит его грудным молоком

Правильнее всего в этой ситуации отвлечь внимание первенца чем-то вкусным. И не забудьте открыть ребёнку тайну: «Ты уже стал большим и можешь кушать всё. А малыш пока ещё очень маленький, и ему необходимо мамино молоко. Без него он останется голодным».

- Старший ребёнок чувствует себя никому не нужным

В этой ситуации маме помогут другие члены семьи. Распределив между собой некоторые обязанности по дому, они освободят её от привычных забот и подарят свободное время, которое она с радостью потратит на игры и разговоры со старшим ребёнком.

- Старший ребёнок обижает младшего

Самая распространённая ошибка в этой ситуации – наказание первенца (часто даже без выяснения причин ссоры). Родители должны помнить о том, что это может вызвать обратную реакцию у ребёнка: агрессию или «уход в себя». Если же существует риск причинения физической боли малышу, детей нельзя оставлять наедине.

- Старший ребёнок «демонстративно» грустит

С появлением второго ребёнка первенец не ощущает постоянной, ежеминутной заботы родителей, как раньше. Этот факт провоцирует развитие депрессии. Справиться с унынием помогут совместные мероприятия: походы в зоопарк, чтение сказок, прогулки на свежем воздухе. Не забывайте как можно чаще обнимать ребёнка, хвалить его и поддерживать во всех начинаниях. Через тактильные ощущения он почувствует всю полноту вашей любви. Но самое главное «лекарство» от детской ревности – это терпение и ласка родителей. Результаты вашего дипломатичного поведения в воспитании проявятся позже: когда дети вырастут и между ними установятся тёплые и искренние отношения, они станут закадычными друзьями. Такая же атмосфера доверия будет царить и в их собственных семьях.

Вам кажется, что у вас ребенок-экстрасенс? Тогда важно выбрать правильную линию поведения и помочь своему ребенку сохранить и развить этот дар! Читайте внимательно…

1. Сверхспособности — дар или проклятье?
2. Что говорят ученые о наличии сверхспособностей у детей?
3. Почему ребенок-экстрасенс может утратить свои способности?
4. Как вести себя родителям, если ребенок проявляет необычные способности?
5. Какие признаки указывают, что ваш ребенок — экстрасенс?

Сверхспособности — дар или проклятье?

Несмотря на то, что большинство людей так мечтает начать видеть будущее, читать мысли других, узнавать прошлое, видеть сквозь стены и непрозрачные предметы, воздействовать на людей телепатически и т.п., они не готовы к таким способностям. И, появись они у них внезапно, привычная жизнь этих людей перевернулась бы с ног на голову.

Поэтому подходить к развитию сверхспособностей стоит очень тщательно, взвесив не только «за», но и «против». А уж если вы точно определились, какой дар вы хотите развить, и как будете его использовать, тогда можно

Но что делать, если необычные способности даны вам от рождения? Или они достались вашему ребенку?

Тогда первое, что нужно сделать, это научиться контролировать свой дар!

Активированные сверхспособности – это ключ к успешной, интересной и наполненной жизни, о которой мечтает большинство. Сверхспособности могут помочь:

  • получить новые удивительные знания, которые не доступны обычным людям;
  • предвидеть свое будущее или будущее других людей и «подстелить соломку»;
  • раскрывать преступления или находить пропавших людей;
  • вычислять ложь и предательство;
  • достичь успеха, славы и богатства и многое многое другое…

Что говорят ученые о наличии сверхспособностей у детей?

Некоторые ученые и психологи считают, что дети более чисты и открыты духовно, а потому более восприимчивы к тонким энергиям, чем взрослые. Если ребенок-экстрасенс видит какие-то образы, видения, или слышит голоса, он относится к этому совершенно нормально, пока взрослые не внушат ему, что так не должно быть.

Детские чакры открыты довольно широко, это означает, что ребенок может слышать, видеть и испытывать то, что не способны воспринимать взрослые, которые привыкли больше доверять своей логике, чем интуиции.

Был проведет один интересный тест…

Детям и взрослым предлагалось угадывать масти карт: «Черная или красная?» Так вот, результат правильных ответов у детей составлял 80-90%, тогда как у среднестатистических взрослых — 40-50%!

Любой ребенок изначально живет в мире магии!

В его коробках с игрушками помещаются целые миры, а рядом он может чувствовать присутствие верного воображаемого друга. В детстве проще поверить в сказку, Санта-Клауса, Зубную фею и необычные явления.

Почему ребенок-экстрасенс может утратить свои способности?

Все люди рождаются с определенными психическими способностями, и, как правило, будучи детьми, проявляют их в той или иной мере. Считается, что все дети могут видеть представителей тонкого мира и воспринимать больше, чем воспринимают взрослые. Но что делают эти самые взрослые, когда ребенок что-то «такое» видит? Они говорят ему: «Не придумывай», «У тебя бурная фантазия», «Этого не существует»…

Ребенок-экстрасенс может переживать опыт, который взрослому покажется полным бредом. Однако под воздействием взрослых он в конце концов начинает сам сомневаться в своей «нормальности».

В итоге дети приспосабливаются и закрывают в себе свои дары, чтобы не выделяться и быть как все.

Дети очень тяжело переносят недовольство и недоверие со стороны самых близких и любимых людей.

Такое отношение может серьезно отразиться на психике ребенка и заблокировать экстрасенсорный канал, который будет очень сложно восстановить. Даже повзрослев, этот ребенок будет испытывать трудности в раскрытии экстрасенсорных способностей, поскольку с ними будут связаны негативные воспоминания.

Как вести себя родителям, если ребенок проявляет необычные способности?

Очень важно, чтобы ребенок-экстрасенс, в связи со своим необычным восприятием мира, не слышал критики, насмешек и не чувствовал раздражения своих родителей.

Будет разумно, если родитель постарается стать понимающим и любящим другом, и позволит способностям ребенка развиваться естественным образом. Стоит поговорить с ребенком и объяснить, что его способности – это абсолютно нормально, что это удивительный дар, а не наказание. Нужно поддержать его и объяснить, почему он видит то, что не видят другие люди.

Когда ребенок-экстрасенс подрастет, стоит найти для него хорошего учителя, который поможет ему развить заложенные способности и научиться ими управлять.

Какие признаки указывают, что ваш ребенок — экстрасенс ?

1. Есть ли у ребенка воображаемый друг?

Дети не всегда отличают реальность от паранормальных явлений. Если ребенок видит и общается с призраком, он даже не поставит его под сомнение. Он просто будет получать удовольствие от игры и общения.

Чтобы понять, является ли друг ребенка реальным или воображаемым, можно задать ему несколько вопросов. Например, спросить, как зовут его друга, во что он одет, о чем рассказывает, сколько ему лет, откуда он и т.д.

Также можно воспользоваться скрытой видеокамерой, чтобы отснять и проанализировать общение ребенка с воображаемым другом. Возможно, в записи будет видна тень или неясный силуэт, который развеет последние сомнения.

2. Обладает ли ваш ребенок необыкновенной проницательностью?

Ребенок-экстрасенс лучше ощущает окружающий мир, чем другие дети. Он имеет необыкновенное воображение, более чувствителен к эмоциям или физическим ощущениям. Он может указать на детали, которые сначала кажутся незначительными, но в последствии сыграют важную роль.

3. Проявляются ли у ребенка признаки эмпатии?

Эмпатами называют тех, кто чувствует эмоции других людей. Такой ребенок очень хорошо ладит с животными и чувствует, когда родителям или близким плохо. Нужно обратить внимание на поведение ребенка в присутствии больного человека или людей с ограниченными возможностями. Эмпатичный ребенок может неосознанно перенимать эмоции или поведение больного.

Эмпаты часто стараются уединиться. Если ребенок предпочитает играть со своими игрушками, а не общаться со сверстниками, это может указывать на признаки эмпатии.

4. Бывают ли у ребенка яркие сны?

Некоторые психологи утверждают, что яркие сны указывают на связь с тонким миром. Если ребенок рассказывает, что видел во сне необычные места, странных существ или животных, то, возможно, он имеет способность оставлять свое тело и путешествовать по астральному миру, или входить в осознанные сновидения и переживать опыт прошлых воплощений.

Можно более подробно расспросить ребенка о его сне. Могут выясниться некоторые детали, о которых он в принципе не мог знать ранее.

5. Откуда ребенок знает то, о чем знать не может?

Люди со сверхспособностями часто владеют информацией, к которой ранее не имели доступа. Ребенок-экстрасенс может владеть навыками, которым его никто не обучал, или знать вещи, о которых никогда не говорили в его присутствии. Также он может видеть будущее и говорить о некоторых событиях, которые потом начинают происходить.

6. Часто ли ребенок чувствует неприятные ощущения в животе или слышит звон в ушах?

Это признаки экстрасенсорных способностей. Присутствие тонких энергий или сущностей сверхчувствительные люди ощущают, что называется, нутром. У них могут появиться неприятные ощущения в животе или беспричинная тошнота.

Если ребенок-экстрасенс склонен к яснослышанию, он может слышать звон, голоса или музыку без наличия явных источников звука.

7. Обладает ли ребенок скрытным характером?

Ребенок-экстрасенс, в зависимости от возраста, может попытаться скрыть свои способности. Совсем маленькие дети вряд ли будут что-то скрывать, но дети постарше могут понять, что быть «другим» не всегда хорошо, и постараются скрыть свой дар от окружающих. Это наиболее вероятно, когда родители и близкие категорически настроены в отношении паранормальных явлений.

8. Был ли кто-то из родственников экстрасенсом?

Очень часто сверхспособности передаются от родителей к детям. Сила психических способностей может меняться от поколения к поколению, в зависимости от их востребованности и использования.

Если вы замечаете у своего ребенка те или иные экстрасенсорные способности, начните изучать их!

Это станет первым шагом, который, возможно, потом сделает из вашего ребенка великого экстрасенса.

Примечания и тематические статьи для более глубокого понимания материала

¹ Экстрасенс - человек, предположительно обладающий способностями к экстрасенсорному восприятию (

Елена Петрова
Консультация для родителей «Если в семье появился ещё один ребенок»

Если в семье появился еще один ребенок

Появление нового ребенка в семье всегда знаменует собой большие перемены - независимо от того, родится ли этот ребенок у родителей , будет ли он ребенком нового папы или мамы, или его усыновят.

Как предотвратить

проблемы

Рассказывайте детям о том, откуда берутся и как появляются на свет дети . На этот счет существует много детских книг, которые помогут сделать это простым и естественным образом.

Поговорите с детьми о том, что семьи создаются , в том числе и об объединении семей, усыновлении.

Разъясните, где и как развивается ребенок .

Разъясните, что прежде чем младенец вырастет должно пройти много времени. Объясните, что за маленькими детьми нужно много ухаживать, поэтому взрослые гораздо больше заняты маленьким.

Как справиться с проблемой, если оно уже есть

Как можно больше привлекайте ребенка к приготовлениям к рождению малыша, тогда он будет чувствовать себя важным и нужным.

В течение дня выделите время, посвященное только старшему ребенку .

Дайте ребенку возможность рассказывать близким родственникам о том, как развивается малыш, чему уже научился, чему его «научил» он, старший.

Примите как должное ревность, и даже ненависть, которые могут возникнуть у старшего. Учтите, что многие дети, после того, как малыш родился , хотят «сдать его обратно» . Предложите разные способы выплеснуть свои чувства и эмоции - рисовать, мять тесто, играть с куклами, играть с песком и водой.

Помогите усвоить ему такие речевые обороты : «Не могла бы ты уделить мне внимание, когда маленький заснет?» , «Ты не сможешь погулять со мной, когда с маленьким сидит папа?»

Публикации по теме:

Консультация для родителей «Что делать если ребенок кусается?» В возрасте 2 лет дети могут укусить взрослого или других детей из-за желания контролировать действия другого человека, либо из-за возникшего.

Консультация для родителей «Что делать, если ребенок не слушается?» Для родителей очень важно быть строго последовательными в своих словах и поступках. Если вы что-то пообещали ребенку, выполните свое обещание.

Консультация для родителей «Если пятилетний ребенок плохо кушает» На моих глазах регулярно происходят сцены кормления, когда уставшая от постоянных уговоров мать пытается в очередной раз накормить своего.

Консультация для родителей «Если ребенок дерется» Консультация для родителей ЕСЛИ РЕБЕНОК ДЕРЕТСЯ. Агрессивное поведение Агрессивное поведение - это наиболее распространенный способ реагирования.

Консультация для родителей «Если ребенок кусается…» Консультация для родителей Если ребенок кусается…. Причины Это происходит, когда ребенок: Находится в состоянии чрезмерного.

Консультация для родителей «Если ребенок обманывает» Все родители мечтают, чтобы их малыши стали порядочными и честными людьми. Но в большей или меньшей мере многие сталкиваются с проблемой.

Консультация для родителей «Если ребенок остался один дома» «Если ребенок остался один дома». В связи с тем, что ситуации, когда ребенок может неосторожно себя вести с пожароопасными предметами, чаще.

Консультация для родителей «Если Ваш ребенок-левша» Леворукость веками была и остаётся загадкой, загадкой ещё не разгаданной, притягивающей внимание. Исторически к этой генетической особенности.

Стоит первенцу немного подрасти, и он все чаще начинает просить маму и папу родить ему «братика или сестричку». Но когда в семье появляется второй ребенок, у старшего находится больше поводов для тревоги, чем для радости. Как избежать ревности и помочь первенцу вместе с мамой и папой радоваться общению с новым членом семьи?

С рождением второго ребенка для первенца рушится привычная ему картина мира. За несколько лет он привык, что все внимание родителей, бабушек, дедушек и других членов семьи, даже гостей, приходящих в дом, направлено в первую очередь на него. Когда в доме появляется младенец, старший, если он недостаточно подготовлен к этому событию, сначала недоумевает. Почему вдруг все, вместо того чтобы играть и общаться, как обычно, с ним, все время и внимание отдают этому невесть откуда взявшемуся существу, которое не то что говорить не умеет, но вообще – только кричит и спит?

Если старшему ребенку не объяснять и не показывать, что мама и папа любят его по-прежнему, он может начать бороться за их внимание, сознательно и бессознательно. Последствия могут быть совсем нерадостными – от шалостей и непослушания до заикания и постоянных болезней. Но все это можно предотвратить.

Оптимальная разница в возрасте

Понятно, что обстоятельства бывают разными, но если есть возможность, лучше, чтобы вторая беременность (как и первая) была запланированной. И строить планы лучше грамотно. Идеальная разница между детьми – 3-4 года, ближе к 4 годам.

Тому есть свои причины. Когда разница между детьми совсем небольшая, например, рождаются погодки, это не только делает довольно сложной жизнь родителей, в первую очередь, мамы, но и влияет на развитие обоих детей. Младенцу до года мама нужна всегда, и чем больше времени они проводят вместе, тем лучше для ребенка. После года важным становится не только эмоциональный контакт и ощущение защищенности от близости мамы, но и общение с обоими родителями. Ребенок начинает говорить, ходить – следить за ним и уберегать с каждым днем все сложнее, а вопросов, на которые требуются ответы, становится все больше. Да, в этот момент ребенок еще недостаточно повзрослел, чтобы по-настоящему почувствовать ревность, но появление в семье нового малыша может привести к тому, что он не получит всего внимания и общения с родителями, которые ему необходимы. К тому же, когда дети немного подрастают, они начинают проводить очень много времени вместе, вместе расти и развиваться, почти как близнецы. Это может несколько затормозить развитие старшего ребенка: он будет «притормаживать», чтобы младший за ним «успел».

В два года малыш все еще эгоцентричен, но уже осознает себя настолько, чтобы болезненно воспринять изменение своего положения в семье. К трем годам в разгаре кризис. Вопросы «почему» и «отчего» ребенок выдает каждую минуту, постоянно стремится сам все потрогать, попробовать и понять. Уследить за ним в это время бывает сложно даже той маме, чье время отдано только одному ему. К тому же в этом возрасте малыш уже достаточно вырос, чтобы воспринимать себя отдельно от родителей, отмечать, сколько он получает их внимания и любви, и даже скрывать свои переживания. Но у него пока нет механизмов, чтобы адекватно перерабатывать то, что он переживает. Чаще всего, лишаясь доли привычного внимания и ощущая перемену отношения к себе, малыш, не умея реагировать по-другому и не имея опыта взглянуть на ситуацию «со стороны», винит в этом себя самого и начинает реагировать, чаще всего – бессознательно. Например, он вдруг, до этого росший и развивающийся нормально, может начать часто болеть – пусть и такой ценой перетягивая центр внимания семьи на себя.

Ребенок четырех лет уже может понять – при разумном объяснении, подкрепленном действием, – что мама любит его, даже если не находится с ним все время. Он во многом уже может заботиться о себе и даже помогать старшим с заботой о брате или сестре. Когда младший ребенок подрастет, им будет интересно играть вместе.

При разнице же в 6-7 лет и больше разрыв между детьми уже слишком велик, чтобы их интересовали общие игры и занятия. Психологи говорят: в ситуации, когда разрыв между детьми слишком большой, можно считать, что у вас не двое детей, а один и еще один. То есть, растут они по отдельности, и заниматься с ними родителям тоже придется по большей части отдельно с каждым.

Конечно, не стоит ориентироваться только на возраст. Старшему, сколько бы лет ему ни было, перед появлением младшего брата или сестры нужно объяснять все происходящее в семье. Причем начинать стоит еще до того, как в ней появится новый ребенок.

Готовимся к встрече с новым членом семьи

Соперничество между детьми начинается, когда младший еще «сидит в животе» у мамы. С этим моментом приходится сталкиваться в практике постоянно – родители же часто не думают об этом. Будучи беременной, мама уже не может поднимать малыша на руки, как раньше, не может лежать с ним, играть так, как он привык. Именно в эти моменты, еще до того, как младенец появится в доме, старший мальчик или девочка уже начинают чувствовать: «Что-то не так!», и тут же у ребенка появляется мысль, что все происходящее – «из-за него/нее».

Вообще, для ребенка это частый сценарий: изменения в семье, приводящие к уменьшению внимания к нему, считать своей виной. Скорее всего, он прямо не скажет об этом, но будет переживать. Поэтому лучше подготовить малыша к появлению брата или сестры заранее.

Уже во время беременности маме полезно разговаривать со старшим малышом, объясняя и рассказывая ему, что скоро в семье появится еще один ребенок, сестричка или братик, о котором он так мечтал. При этом не стоит обещать ему, что теперь у него всегда будет партнер для игр – при виде беспомощного младенца старший почувствует себя разочарованным и обманутым, ведь он рассчитывал совсем на другое. Чтобы ваш первенец лучше понимал, к чему готовиться, можно показать ему фотографии или видео, которые запечатлели в младенчестве его самого, и рассказать о том, каким он был несколько лет назад. Объяснить, что тогда он не умел ни ходить, ни говорить, ни играть, а сейчас всему научился, и сможет помочь родителям научить этому и малыша. Нужно, чтобы старший понял, что маленький будет играть с ним вместе, только это произойдет не слишком скоро. Можно показать ребенку книжки, где в картинках рассказывается о том, как проходит беременность, это поможет ему понять, что происходит с мамой, почему изменился ее внешний вид и поведение, почему она не может играть с ним, как раньше. Хорошо найти среди друзей и знакомых семью, где недавно появился младенец, и сходить к ним в гости вместе со старшим ребенком, чтобы он своими глазами увидел, какое забавное, милое и трогательное существо скоро появится в их семье.

Особое внимание стоит уделить ребенку, если маме на несколько дней надо лечь в больницу, для родов или по другой причине. Малыш, который привык не расставаться с матерью больше чем на 2-3 часа, может решить, что маму у него «отнимают» – реакция может быть самой разной, вплоть до заикания. Перед расставанием с мамой ребенка обязательно надо подготовить, особенно если такого не случалось до этого момента.

Смещение с «пьедестала»

Но как бы вы ни подготавливали старшего ребенка к появлению маленького, первое время в доме с новым членом семьи будет для него непростым. Представьте: рушится все то, к чему он привык за несколько лет своей жизни. При этом он вроде продолжает делать все как прежде – а ситуация изменилась, причем кардинальным образом. Он больше не самый маленький член семьи, вокруг которого сконцентрировано все внимание. На него могут даже махнуть рукой, забыть о нем на некоторое время. Малыш кричит – старшего отсылают в другую комнату, будто бы забывая о нем… В «лагерь взрослых» при этом его тоже не принимают по причине малолетства. Он будто бы был на неком пьедестале в семье, причем был все время, пока он себя помнит, – и вот его сместили с пьедестала, и непонятно, почему. Ребенок не понимает: как так? И может начать «перетягивать одеяло» на себя.

Старший может реагировать по-разному. Пусть родители не пугаются, если он начнет вновь просить пустышку, даже если давно от нее отказался, просить надеть подгузник, хотя надобности в нем уже нет, или как-то еще копировать поведение младшего, на время «превратившись в младенца». Это нормально. Лучше объяснить старшему разницу между ним и малышом, подчеркивая, как многому он успел научиться, не забыв похвалить его за все успехи и достижения. Хуже, если не получая должного внимания и любви в семье, ребенок пытается найти ее вовне – в дворовых компаниях, например. Друзья – это хорошо, но общения с родителями они не заменят.

Не получая привычного внимания, старший сын или дочь могут начать капризничать, вести себя агрессивно, высказывать недовольство по любому поводу, с ними становится тяжело договориться. Так ребенок показывает взрослым, что ему требуется внимание – и он его получает, пусть даже с помощью скандалов.

Главное – качество

С рождением малыша мама и папа уже не смогут уделять старшему ребенку столько же внимания, как прежде. Но тут важно не количество, а качество времени, которое с ним проводят.

Старший ребенок не виноват в том, что родители и мама в частности теперь больше заняты. Важно регулярно выделять старшему то время, которое будет посвящено только ему и никому больше. Час, пусть даже полчаса в день – но эти минуты мама должна проводить только со старшим ребенком. В это время ничто не должно вторгаться в их общение. Маму не должен отвлекать ни плач малыша, ни телефонные звонки, ни просьбы и вопросы других членов семьи. Это важно.

Может быть, на это время сможет помочь вернувшийся с работы папа, или бабушка с дедушкой. Главное, чтобы старший четко знал: есть «святое» мамино время, когда она принадлежит только ему и никому и ничему больше, и день за днем снова убеждался в этом.

Для такого общения хорошо подходит время перед сном. Дети часто не хотят идти в кровать, долго не засыпают. В эти моменты они, с одной стороны, эмоционально восприимчивы, а с другой – максимально открыты. Перед сном можно как разговаривать с ребенком, читать ему книги или рассказывать сказки, так и обсуждать произошедшее за день, в частности – его поведение. При этом к старшему ребенку нужно относиться уважительно. Даже оценивая его поведение, поступки, не стоит сравнивать его с младшим или с другими детьми. Такие сравнения приводят не к улучшению поведения, а к возникновению злости и даже желания причинить вред тому, с кем сравнивают. Лучше отдать это время знакам взаимной любви и доверия. Тогда ребенок спокойно уснет и поведение его смягчится.

Помощник, но не нянька

Самое главное – старшего малыша превратить в того, кто помогает маме опекать младшего, кто может чему-то научить брата или сестру. Но помните: при этом нянькой старший быть не обязан! Бывают случаи, когда мамы, вернувшись из роддома с младенцем, начинают воспринимать старшего ребенка как взрослого – на контрасте. Но 3 или 5-летний ребенок – не взрослый! Конечно, он старше, чем тот, кому еще не исполнилось месяца. Но он такой же ребенок. Появление маленького не значит, что старший вдруг резко вырос.

Надо помнить, что даже если старший сам высказывает желание помогать родителям с братом и сестрой, от этого он не превращается в няньку. Помощь в воспитании или уходе за младенцем не должна становиться для него обязанностью, иначе он будет находить в общении с маленьким не радость, а неудовольствие, и со временем может начать стремиться избегать его. Если же ребенок помогает с удовольствием, и у него все получается, надо не забывать его хвалить и поддерживать.

С чем идти к специалисту

Бывают и обратные случаи – когда мама с появлением малыша начинает слишком баловать старшего ребенка. Такое происходит, если у мамы есть большое, чаще всего необоснованное, чувство вины. Корни его могут лежать в детстве – например, если сама она когда-то оказалась в положении старшей дочери, не получавшей достаточного внимания. Теперь, задаривая ребенка и балуя его, она стремится уберечь его от того, что сама когда-то пережила.

Другая проблема – если родители, «закрутившись» с малышом, все же вовремя не вспомнили о старшем, и обнаружили, что поведение ребенка изменилось или что болезни следуют одна за другой, уже тогда, когда не замечать этого стало невозможно. В таких случаях стоит обратиться к специалисту. Профессиональные психологи знают все алгоритмы возникновения тех или иных сложностей, и нам проще найти причину и помочь решить возникшую проблему.

Чем проблема будет решена раньше, тем лучше. Даже если возможности постоянно посещать психолога нет, стоит сходить хотя бы на несколько приемов, как следует к ним подготовившись. Нужно быть внимательными к своему поведению и поведению ребенка. Если возникают необычные ситуации, вызывающие у вас беспокойство, лучше записывать, когда, при каких обстоятельствах, как и что произошло, и приходить в клинику с этими записями. Это поможет и сократить число визитов, и быстрее и безболезненнее решить проблему, и самим родителям стать внимательнее к себе и детям, что предотвратит новые сложности.

Вероника Казанцева, психолог-педагог, клинический психолог сети медицинских клиник «Семейная»: «Когда ребенок с родителями или мамой приходит ко мне в кабинет в клинику «Семейная», я провожу комплексную диагностику, ведь я – медицинский психолог. Для того чтобы понять, в чем причины проблем ребенка, нарушений поведения, очень хороши проективные методики, в частности, рисуночные тесты. По тому, как ребенок рисует человека, семью, какие он использует цвета в своих рисунках, можно понять очень многое. Попутно, даже если девочка или мальчик попали ко мне именно в связи с рождением брата или сестры, могут выявиться и другие причины проблем. Тесты помогают понять, почему у ребенка появляются трудности в школе или в детском саду, проблемы общения со сверстниками. Так можно докопаться до сути: что на самом деле скрывается за особенностями его поведения, и составить грамотную коррекционную программу, причем как для него, так и для родителей. Программу можно выстроить так, чтобы выполнять ее и в кабинете психолога в клинике, и дома».

журнал для родителей «Растим Ребенка», октябрь-ноябрь 2013

Читайте также: