Близость еврейской женщины. Алина Фаркаш

Мизогинию поддерживают женщины. Как это ни удивительно на первый взгляд, но от себе подобных женщины страдают гораздо чаще, чем от мужчин. Женская ненависть - страшная, беспощадная и всепоглощающая: откуда она берется?

Меня поражает, сколько уничижительных, ненавистнических и презрительных комментариев оставляют женщины женщинам. Женщины диктуют друг другу правила, которые нужно соблюдать, чтобы не быть глупой курицей, жирной свиньей, грязной шлюхой, бешенной мамашей, отчаянной разведенкой, и какие там еще у нас есть слова для обвинения или обесценивания любого женского поведения.

Мы все попадаем в ловушку. С одной стороны, в мире существует общеизвестное представление о том, как вести себя «женственно», и о том, что такое «настоящая женщина». Как будто того факта, что данный человек родился девочкой, имеет ХХ-хромосомы, вагину и считает себя женщиной - недостаточно для того, чтобы быть самой настоящей женщиной. При этой жесткой необходимости соответствовать неким общественным стандартам «женственности» - все женское считается вздорным, смешным, карикатурным и уж точно гораздо менее важным, чем мужское. То есть будь девочкой, но не будь девочкой, потому что это глупо и неважно по сравнению с проблемами мирового масштаба.

Например, женственно - иметь макияж и красивую прическу. Но при этом женщина, этим увлеченная, в глазах того же общества будет выглядеть бессмысленной дурочкой. При этом стыдно носить, как носят мужчины, просто кожу со всеми естественными морщинами, прыщами, лишними волосами и неидеальностями и просто чистые волосы со всей сединой и посеченными концами, потому что это «неженственно». Однако вкладывать силы в то, чтобы кожа была свежей и юной, а волосы - густыми и пышными, - это все женские глупости пустеньких дамочек. Капкан-капкан-капкан.

Удивительно, с каким удовольствием девушки распространяют шутки про блондинок, женщин за рулем и собственную недалекость. С какой яростью многие держатся за свои две смены: одну на работе, другую на домашнем хозяйстве. Я слышала множество яростных споров, которые начались с того, что девушки настаивали на том, что мужчина просто физически не способен поменять подгузник и запустить посудомоечную машину, их муж этого не будет делать никогда-никогда! А заканчивали признанием, что мужчина, полноценно участвующий в домашнем хозяйстве и воспитании детей, вызывает в них презрение: «Это же баба какая-то, а не мужик! Я не смогу с таким сексом заниматься». Недавно я слышала, как взрослая состоявшаяся женщина отчаянно доказывала, что «нормальный, настоящий мужчина» не будет ходить к психологам, не станет разговаривать о своих проблемах с друзьями или женой, а просто впадет в запой. Ну, потому что «настоящий мужик» не танцует, не разговаривает, не испытывает эмоций и вообще не ведет себя как женщина.

Помимо того, что такая позиция вредит самим мужчинам и оставляет их даже без возможности получить поддержку семьи и близких, она вредит и женщинам. И не только потому, что им приходится иметь дело с зажатыми закомплексованными невротиками, не умеющими разговаривать и регулярно впадающими в запой. Но также тем, что «женское» поведение - эмоциональность, эмпатичность, умение проговаривать проблемы и желание решить все путем переговоров (то есть в общем самое востребованное в современном мире поведение) - считается нежелательным, вредным. То есть тебе, конечно, можно, потому что ты девочка. Но лучше не надо. Если можешь, то будь как мужчина.

От этого идет следующее у многих женщин: я дружу только с мужчинами, мне с ними гораздо интереснее! Или: никогда не понимала всех этих женских штук. Ой, женский коллектив - это такой серпентарий! Ну, вы понимаете, каково работать с женщиной-начальником. Если мужчина-начальник - вздорный истеричный идиот, то тебе просто не повезло. А если женщина-начальник - вздорная истеричная идиотка, то все понятно, она же женщина!

Впрочем, гораздо важнее для меня вопрос, почему женщины не объединяются против трансляции унижающего их, а наоборот - поддерживают и множат все женоненавистническое в этом мире. Почему самыми жестокими судьями оказываются сами женщины? Мне думается, что тут есть два мотива. Первый: показать, что «я не такая» и таким образом присоединиться к более «высокой» социальной группе. Стать своей в мире мужчин, показав, что ты - лучше других женщин. Механизм примерно тот же, что в средние века заставлял мещан привычками и модами подражать знати. Выраженное презрение к «женским» интересам, к «женским» разговорам, отчетливые страдания из-за того, что приходится выходить с ребенком гулять и сталкиваться у песочницы с другими мамами, с которыми не о чем поговорить, кроме как о детях, - это оно. Все мы понимаем, что люди разные, и интересы у них тоже могут быть разными. Но при этом разговоры о том, как некой женщине скучно и неприятно находиться в обществе других женщин - это довольно распространенные разговоры. Но я никогда не слышала, чтобы какой-либо мужчина страдал из-за того, что ему приходится проводить время с другими мужчинами.

Второй мотив - да, я такая. Глупая, вздорная, нелогичная, слабая и никогда в жизни не научусь нормально парковаться. Эта позиция помогает, во-первых, немножко задобрить «сильную половину человечества», оказаться в глазах мужчины безопасной и требующей покровительства, получить, с одной стороны, сразу некоторую фору в отношениях: я имею право вести себя неадекватно и не отвечать за свои поступки, я же девочка, хихи. А с другой стороны, предупредить возможную мужскую агрессию. Сразу показать, что ты не соперник и ни на что не претендуешь.

Второе, думаю, идет из глубины веков, из родовой женской памяти: при археологических раскопках и изучении человеческих останков выясняется, что у женских скелетов в разы больше травм и переломов, чем у самых бравых рыцарей, всю жизнь сражавшихся на дуэлях и войнах. У благородных дам оказываются переломаны кости лица, пальцы, руки, ребра - очень характерным для бытового насилия способом. О том, что делали на протяжении многих тысячелетии с женщинами менее высокого происхождения, страшно и подумать. Думаю, что оттуда идет привычка преуменьшать свои возможности. Казаться более слабой, жалкой, зависимой, если получится, то изобразить из себя беспомощного ребенка. Смеяться шуткам над женщинами. Просто потому, что на протяжении веков так было гораздо безопаснее.

Если бы журналистка Алина Фаркаш просто обратилась к нам в редакцию, никакого скандала, разумеется, не было бы.

Позже, когда комментаторы спрашивали ее, почему она этого не сделала, она отвечала, что "не хочет скандала".

Видимо, именно нелюбовь к скандалам заставила ее, не поговорив ни с кем из нашей редакции, а также не проверив, как обстоят авторские дела со статьями, о которых идет речь, написать у себя в блоге (довольно читаемом), пост , из которого большинство комментаторов тут же сделали вывод, что сайт 9 Канала у кого-то что-то украл.

Нельзя сказать, чтобы журналистка Алина Фаркаш не понимала, как устроен этот мир. Отвечая на один из комментариев, она сама пишет: "Это – колонки, за которые заплатили деньги другие издания, и права на которые принадлежат этим изданиям". И, тем не менее, не имея представления о том, какие у нас отношения с этими изданиями и как обстоит дело с авторскими правами, обвинила нас в воровстве.

Сначала я не оценил всю подлость этого наезда – меня, как и многих комментаторов, обманул наивный тон и деланное смирение авторши.

Воровством мы, разумеется, не занимаемся. У нас есть специальный работник, отвечающий за перепечатки, в каждом случае он следит за тем, чтобы авторские права изданий и блогеров были соблюдены. Да и ни от самой Алины Фаркаш, ни от изданий, из которых брались ее тексты, претензий никогда не поступало – ни к самому факту размещения, ни к формату.

Один из наших редакторов увидел ее пост в "Фейсбуке" и, решив, что если Алине Фаркаш внезапно стала невыносима мысль о том, что ее тексты стоят у нас на сайте, то проблем нет, мы удалили ее последний текст.

Но тут я начал понимать, что проблемы все-таки есть - после публичного обвинения в воровстве это выглядело как признание собственной вины. Начались торжествующие комменты к ее посту о том, что вот, дескать, удаляют, значит поняли свою вину, знает, мол, кошка, чье мясо съела. Кликушество и нечестность автора поста сделали свое черное дело.

Поэтому больше удалять тексты Алины Фаркаш мы не стали, ибо висели они совершенно законно, и заставить сделать это нас никто не мог. Мог нормально связаться с нами и попросить. В таких случаях мы, разумеется, тексты удаляем, мы никого не печатаем насильно, даже если имеем на это формальное право.

Вечером начался новый виток этой нелепицы. Видя, что кликушество в "Фейсбуке" не действует, Алина Фаркаш все же удосужилась раздобыть мой телефон, позвонить и лично обвинить в краже ее текстов. Я объяснил ей, что если бы она обратилась к нам раньше, все было бы совсем иначе. Но после публичного обвинения в воровстве наши контакты с ней сводятся исключительно к формальному общению. А с формальной точки зрения никаких законных претензий у нее к нашему сайту быть не может, и если бы она изначально проверила, как обстоят дела с авторскими правами на ее материалы, она бы это знала.

Я объяснил Алине Фаркаш, что у нас есть договоренности с разными сайтами – с некоторыми на бесплатной основе, с некоторыми на бартерной, с некоторыми на платной, с некоторыми разовые, с некоторыми постоянные. Мы никого не перепечатываем без соблюдения авторских прав, и все статьи, которые находятся у нас на сайте, прекрасно поддаются проверке на предмет законности. А если возникают какие-то коллизии и недопонимания (они, разумеется, бывают), мы решаем все проблемы с изданиями, которым принадлежат авторские права, ко взаимному удовлетворению. Так мы всегда поступали, так продолжим поступать и впредь.

Я рассказал не слишком сведущей в вопросе авторских прав журналистке, что ее тексты могли попасть к нам несколькими путями – возможно, по обмену материалами с другими изданиями, возможно, по договоренности о перепечатке, возможно, за плату, и, при всем уважении к Алине Фаркаш, это наше внутреннее дело и наши отношения с теми изданиями, откуда эти тексты перепечатаны. Такова судьба любого текста, опубликованного (за плату и даже бесплатно) в организованном печатном издании, у которого есть свой устав и свои правила, оговаривающие передачу авторских прав.

Я ожидал, что Алина Фаркаш поймет, что обвинила нас в воровстве облыжно и хотя бы извинится. Но в ответ услышал лишь горестное восклицание: "То есть вы продолжите воровать мои тексты?"

Я далек от мысли, что Алина Фаркаш настолько глуха либо неумна, чтобы не понять сказанного мною. Поэтому напрашивалось два вывода: либо она вкладывает в слово "воровать" какой-то собственный смысл, в корне отличающийся от общепринятого, либо она вполне сознательно клевещет на наш сайт и продолжит делать это и впредь, не давая реальности сбить себя с толку.

В любом случае, я понял, что вменяемой реакции ожидать не приходится. Поэтому я сообщил ей, что наш разговор записывается (я как опытный журналист записываю все разговоры и потом стираю ненужное – профдеформация), что она несколько раз в ходе этого разговора обвинила нашу редакцию в воровстве, и что если она продолжит делать это публично, мы подадим на нее в суд за клевету.

После этого она написала в своем "Фейсбуке"

: "Недавно в моем блоге мы играли в мудаков. Играть в них смешно и просто, как я раньше не додумалась?"

Комментатор первого уровня пишет какую-нибудь совершенно невинную фразу, в которой сложно найти что-нибудь плохое, а комментаторы второго уровня в ответ придумывают максимально мудацкие, обесценивающие, унизительные и обидные комментарии. Такие, как получает и вне всякой игры практически любой, осмелившийся рассказывать в блоге хоть что-нибудь о своей жизни.

Я например, написала: «Я получила Нобелевскую премию за открытие лекарства от рака». Мне отвечали:

– Пф-ф, настоящий ученый никогда не стал бы хвастаться!

– Это потому, что у вас мужика нормального не было.

В чем же guilty pleasure?

Во-первых, стало очевидно, что уничтожить, обесценить или высмеять можно абсолютно все и абсолютно всех. Что бы ни происходило в вашей жизни, каких бы высот вы ни добились, всегда будет кто-нибудь, для кого это все будет не так, недостаточно и «мужика бы ей хорошего». Кажется, что на свете есть целая категория людей, в глазах у которых стоят будто бы кривые зеркала, искажающие все вокруг. Превращающие красоту в уродство, счастье – в хвастовство, гордость – в снобизм, альтруизм – в меркантильный тайный умысел. Подобные комментарии вообще ничего не говорят о предмете разговора. Но очень многое – о его авторе. Общение с подобными – токсично и в больших дозах способно отравить и испортить даже самую счастливую судьбу.

Во-вторых, переход обидного, унизительного и оскорбительного в ранг комичного – крайне полезная функция, лишающая агрессоров большей части их силы. Становится удивительным, как некоторые люди могут на полном серьезе, не в рамках шутки или игры, оставлять подобные комментарии. Не важно – в реальной жизни или в фейсбуке.

Третий эффект – отслеживание собственных эмоций. Я, например, заметила, что меня совершенно не трогают комментарии, касающиеся моей личной жизни, работы, внешности и даже детей. Но я каждый раз – даже в шутливом треде! – подпрыгиваю и киплю от двух типов высказываний. Первое – это трагические предсказания. Карканье. Вот, вам кажется, что у вас все хорошо, а скоро будет плохо! Вы умиляетесь, что сын очень хорошо считает, а ведь это первый признак аутизма, вы еще наплачетесь, когда он вырастет! (Кстати, это реальный комментарий, который я получила, когда похвасталась в блоге, что пятилетний сын может в уме складывать двузначные числа). И второй вид комментариев – это безумно-абсурдистские. «Вы так пишете о своей семье, будто у вас все хорошо, а вот я вчера видела, как ваш муж в церкви вам свечку за упокой ставил!» (Тоже, кстати, реальный комментарий, у меня бы на такой не хватило фантазии). И ты сидишь, понимаешь, что: 1. Твой муж в Америке в командировке, 2. Он никогда в жизни не был в церкви и не собирается… И понимаешь, что объяснять это – и странно, и глупо. И от этого подпрыгиваешь, кусаешь себя за пальцы и бесишься. Или, туда же – когда тебе приписывают нечто противоположное тому, что ты делала. И осуждают тебя же за идиотизм. В общем оказалось, что это крайне полезная функция – взглянуть на свои болевые точки. Увидеть уязвимые места. И проанализировать, почему они у вас именно такие. Я про свои – поняла.

И последний эффект – многие комментаторы это называли «слить яд». Я такого эффекта не ожидала и долго размышляла, действительно ли так много людей хотят говорить гадости знакомым и незнакомым, но сдерживаются. Об этом эффекте у меня пока нет мыслей. Подумаю об этом завтра.

А я думаю: не поиграть ли и нам в ЖЖ в такую игру?...

Однажды, сто лет назад, у меня был жених. Ну, понимаете, каждая девушка однажды должна связаться с главным идиотом своей жизни — хотя бы для того, чтобы было, с чем сравнивать. Вот этот жених и был тем самым главным идиотом. Я об этом догадывалась, но верить не хотела, поэтому изо всех сил склеивала то, что пошатывалось на ветру и грозило вот-вот рухнуть со страшным грохотом. В последней отчаянной попытке остаться вместе мы оказались в кабинете семейного психотерапевта, где долго и сбивчиво ябедничали друг на друга.
— Я думаю, что все дело в ее национальности! — в запальчивости крикнул мой жених, который прямо на глазах превращался из настоящего в бывшего.
Я выразительно посмотрела на нашего доктора: мол, я же говорила, что он совсем идиот, и что моей вины в этом нет. Но доктор отреагировал неожиданно:
— В национальности? А кто вы по национальности? — оживился он.
— Я еврейка, — ответила я, улыбаясь ласково и недобро.
— Еврейка! — воскликнул доктор, вскочив со стула и размахивая руками, — с этим совершенно ничего невозможно поделать! Вот моя вторая жена — она тоже!.. Абсолютно ничего нельзя поделать! — И он снова заработал мельницей.
Мне кажется, что иудаизм — чуть ли не единственная религия, которая не считает женщину ни сосудом греха, ни субъектом мужского воспитания.
Смотреть на него было интересно и удивительно. Обессилел доктор довольно быстро, упал на стул, вытер платком пот со лба и грустно сообщил: «Молодой человек, если еврейская женщина чего-то хочет, то вам остается только расслабиться и получать удовольствие. Все равно все случится именно так, как она запланировала».

И я, которая в свой двадцать один год была всего лишь зародышем еврейской женщины, все равно расправила плечи и царственно вздернула подбородок: «Мне ли, правнучке великой Эстер, участвовать в этих мелких разборках?!» «Я же говорила, — шепнуло мне в ухо бабушкино бессознательное, — что выходить замуж надо только за хороших и при том еврейских мальчиков».
Мне кажется, что иудаизм — чуть ли не единственная религия, которая не считает женщину ни сосудом греха, ни субъектом мужского воспитания. «Каждая еврейская женщина — царица», — говорят нам мудрецы. Мне кажется, что у них просто не оставалось никакого другого выбора: ведь даже у самого длиннобородого мудреца имелась своя собственная еврейская мама. А какая еврейская мама станет терпеть то, что ее мальчик недооценивает роль умной, заботливой и решительной женщины в его жизни?!
Мне нравится тонкая грань между мужским и женским восприятием собственной сущности. Мужская молитва начинается следующими словами: «Спасибо тебе, Всевышний, что не создал меня женщиной». Женская: «Я благодарю тебя, Всевышний, что ты создал меня, как захотел». То есть мужской взгляд: «Спасибо за то, что не сделал меня тем, кем я бы не хотел быть». А женский: «Спасибо за то, что я — совершенство и полностью отвечаю Твоим представлениям о прекрасном». Вторая позиция мне, естественно, ближе и милее.
Внутреннее ощущение некой близости к Творцу свойственно многим еврейским женщинам. От этого, увы и ах, в мире мы не славимся ни своей кроткостью, ни своей покорностью.
Вообще, внутреннее ощущение некой близости к Творцу (и от этого — собственной уверенной правоты) свойственно многим еврейским женщинам. От этого, увы и ах, в мире мы не славимся ни своей кроткостью, ни своей покорностью. Вообще, я заметила, что женщины — показательные представительницы своих культур — делятся на две категории: на тех, кто уходит, и на тех, кто смиряется. Если муж не работает, то показательная немка уйдет, а показательная русская вздохнет, поплачет, поскандалит и найдет себе еще одну подработку. И только еврейская жена и не смирится, и не уйдет. Она начнет проявлять свою Б-жественную сущность — воздействовать на мужа до тех пор, пока он не поймет, что легче самостоятельно и по доброй воле сходить и заработать свой первый миллион, нежели терпеть все это дальше. Да, я же уже говорила, что характер у нас бывает не сахар? Зато глаза красивые.

Знаете, скоро Пурим, который тоже немножко женский день. Ведь если бы не Эстер, не ее красивые глаза и не ее сила убеждения, возможно, мы бы не пили сейчас вино, не пекли «уши Амана» и не появился бы в Интернете этот текст. Возможно, если бы не она, то и Интернета-то никакого и не было бы.

Читайте также: